Знаки и символы в художественной ковке
В художественной ковке используют тот или иной орнамент, который состоит из знаков и символов, простые и сложные геометрические фигуры издавна носят скрытый смысл, скрывают в себе многочисленные символы и знаки для посвященных. Мы рассмотрим базовые символы – крест, круг, квадрат, звезда, треугольник, спираль. Символы являются своего рода каркасом, на который нанизываются множественные смыслы и потому представляют собой обширную базу для изучения различных символов и знаков, в том числе и не относящихся к этой категории. Подпишись на рассылки Синтез йоги", эта удивительная информация внесет в твою жизнь Мир, Добро, Любовь, Спокойствие. КВАДРАТ Квадрат или четырехугольник был эмблемой четырех углов земли. Поэтому восход и закат солнца, полдень и полночь, равноденствия и солнцестояния, четыре дня, Делящие год на четверти, отмечая смену времен года, были связаны вместе в единстве этого символа. До нынешних дней квадрат остается эмблемой для нисходящей на землю с небес честности и правды. Городская площадь (англ. square), сквер продолжают считаться общественным центром, подобно древней агоре и центральному стойбищу, которые когда-то считались средоточием духа племени. В астрологии знак квадрата обозначает расстояние в девяносто градусов, так как все четыре угла квадрата имеют девяносто градусов. КРЕСТ Крест называют знаком знаков. Представляющий собой две перекрещивающиеся линии, он с доисторических времен служил религиозным, охранительным символом почти во всех культурах мира. Скандинавский молот Тора — бога грозы и войны – выглядел как Т-образный крест и символизировал грозу, молнию, ураган и дождь. Крест был атрибутом богов Ассирии, Персии и Индии. У американских индейцев крест символизировал как человека, так и четыре стороны света и четыре ветра. Северный конец креста – это северный, самый мощный, всепобеждающий ветер, а также голова и интеллект; южный конец – южный ветер, огонь и чувство, а также плавание и сгорание; восточный конец восточный ветер, сердце – источник любви и жизни; западный конец символизировал мягкий западный ветер из страны духов, дыха смерти и путешествие в неизвестность, которое ждет каждого. Крест в алхимии – символ четырех элементов: воздуха, земли, огня и воды. Материал, из которого сделан крест, – существенный элемент символизма. Золотой крест означает просвещение, серебряный – очищение, крест из других металлов – смирение, деревянный крест — символ устремления. Но прежде всего крест - это символ Христа, его распятия а следовательно, христианской веры и Церкви. В христианстве существует два давних типа креста: латинский и греческий. КРУГ Круг всегда был одним из первично женских знаков, в противоположность линии, кресту или фаллическому стволу, которые представлял и мужской дух. Ранние селения в эпоху матриархата имели круглые очаги, круглые дома, круглые ограды и защитные укрепления. Круг связывался с идеей защиты или освященного места, центра родины (материнской земли), церемониального пространства, все находящиеся в котором равны. Почитаемые круги, такие как индусские чакры (араб. halka - халка), существовали там, где преобладало женское влияние. Священные языческие танцы были круговыми, как и европейские народные танцы, сохранившиеся до сих пор. Доисторические каменные круги, подобные Стоунхенджу, – известному как «танец великанов», – свидетельствуют о древней тяге к округлости. Концепцию равенства продолжали связывать с кругом и в средневековых легендах. Рыцари Круглого стола короля Артура сидели в кругу для того, чтобы лишить смысла понятие иерархии внутри их братства. Крылатая фраза “Бог есть круг, чья окружность нигде и чей центр везде» списана из индусского катехизиса, относившегося к божеству, называемому Единым и представленному как «неделимый круг без окружности, который есть нигде и везде». Идея космоса как неделимого круга повторяется у гностиков в образе мировой змеи, образующей круг и кусающей свой хвост. Замкнутые круги продолжали считать защитными, особенно для практикующих магов. Титул мага, известный с I в. до н. э., звучал как «рисующий круги». Круг приводят в качестве аналогии лика полной луны, зрачка Всевидящего Ока, видимого круга горизонта и тысячи других природных форм.
Первичный символ единства и бесконечности. Знак
абсолюта и совершенства. ЗВЕЗДА
Звезда издавна служила символом вечности, а
позднее — символом высоких стремлений, идеалов.
Звезда
— эмблема путеводности, счастья. Древние широко почитали звезды как живые существа: иногда – как небесных ангелов, иногда – как легендарных героев, иногда – как души нерожденных или умерших, вновь обретших «астральные» (звездные) тела, созданные из таинственного звездного вещества, называемого эфиром, пятого элемента греков, который считался легче, тоньше и летучее, чем огонь. Это эфирное тело было именно тем, о чем гностики упоминают, рассказывая об Иисусе и других святых личностях, получивших «тела из света» для жизни на небе. Некоторые традиции в обязательном порядке располагают душу каждого человека на звезде или же присваивают еще и высшую душу одной из звезд на небе в дополнение к той, которая занимает земное тело. Психические опасности связаны с повторяющимися отрезками жизненного цикла «когда звезда человека стоит низко». Иудейские тексты утверждают, что “каждое дело, которое человек делает здесь, на земле, вначале указывается свыше ангелом его звезды”, – еще один пример вездесущей теории «что наверху, то и внизу», лежащей в основе и астрологии, и эсхатологии. Некоторые имена Богини, такие как Царица Небесная и Мать звезд, отождествляют ее с утренней звездой (Венерой), известной под именами: Астарта, Астрея, Эсфирь, Иштар, Венера, Stella Maris (Звезда морей или Морская звезда), Диана Люцифера (Сверкающая). Та же звезда стала представлять и ее двойника, известного по библейским писаниям как Люцифер («светоносный»), сын зари, появляющийся в книге Исайи (14:12) как соперник Бога. Как ни странно, но та же звезда выступает в Библии как сын Бога Иисус (Откр. 22:16). Стандартный вид звезды – пятиконечный, наподобие пентакля. Его естественными прототипами были пятиконечные звезды в сердцевине яблока и пятилепестковые цветы, такие как яблоневый цвет и роза, которые были изначально посвящены Богине. Ее пятиконечная звезда сохранила свое значение на Ближнем Востоке даже после возникновения ислама с его жестким патриархальным укладом, который тем не менее поместил звезду на свои знамена. Эта звезда присутствует на флагах многих государств, перенявших ее у доисламской Аравии: это Сирия, Турция, Ирак, Йемен, Иордан, Алжир, Марокко, Тунис, Ливия, Мавритания, Либерия, Сенегал, Гана, Сомали, Пакистан и Бирма, не говоря уже о Соединенных Штатах и других нациях Нового Света, которые просто приняли как данность мнение всего мира о том, что пять – свойственное звезде число вершин. Конечно, реальные звезды вообще не имеют лучей, ни единого, хотя могут казаться лучистыми из-за эффекта преломления, возникающего при прохождении их света через атмосферу Земли. Пятиконечная звезда обрела триумфальную победу над крестом в знаке св. Женевьевы, покровительницы Парижа. Женевьева была одной из придуманных святых, чье жизнеописание появилось на несколько столетий позже ее предполагаемого времени жизни в оправдание существования ее культа и мощей. Как говорит ее имя, – «генератор жизни», – она была, вероятно, местным проявлением языческой Богини, которую нужно было принять в лоно церкви, поскольку люди не хотели от нее отрекаться. Пожалуй, самой спорной звездой в иудеохристианском мифе является Вифлеемская звезда, которая была специально введена для доказательства исполнения Иисусом пророчества из Чисел (24:17): «Восходит звезда от Иакова». Среди многочисленных объяснений, предлагающихся современными прогрессивными исследователями в защиту ее существования, находим комету, новую, сверхновую, метеор, метеорит, соединение (астр.) двух планет. Однако ни одно из наблюдаемых небесных явлений не в состоянии указывать на определенное место на земной поверхности: «Ни комета, ни какое-либо другое небесное тело не может привести путешественников к отдельному зданию. Что же касается метеоритов, или «падающих звезд», попадающих на землю, то это происходит настолько быстро, что волхвы не имели бы времени, чтобы собрать завтрак, не говоря уже о том, чтобы добежать за звездой в Вифлеем». В целом миф кажется основанным на египетских «трех мудрых мужах» – трех звездах пояса Ориона, – восхождение которых предшествовало восхождению Сотиса, звезды Осириса, т.е. Сириуса, самой яркой звезды, предвещавшей ежегодный разлив Нила. ПОДКОВА Форма подковы была одной из наиболее священных в древнем мире, потому что она рассматривалась как стилизация йони и обозначала входы и выходы в самом общем смысле. Друидические святилища, индийские и арабские арки свидетельствуют о важности символа йони. Священный алфавит греков включал все буквенные символы от буквы рождения альфа до похожей на подкову омеги, название которой означает «Великая Ойн», представлявшей завершение каждого цикла, противоположную сторону Богини, Кали в дихотомии Кали-Маня. Христианский Бог определяет себя как «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1:8), что взято у старых титулов Матери рождения и смерти. Подкову в форме омеги продолжают вешать над входной дверью и в христианский период, и она защищает порог, как и в эпоху языческую. Однако всегда существовали разногласия, как вешать подкову: открытой стороной вверх или вниз. Ортодоксальные почитатели настаивают на том, что подкову нужно переворачивать «…чтобы удача не могла уйти». Языческая традиция говорит, что символический дверной проем в форме йони должен сохранять свой естественный вид арки. Два способа размещения подковы отражают магические знаки Головы Дракона и Хвоста Дракона, восходящий и нисходящий узлы, соединяющие путь луны над и под плоскостью эклиптики, которые при соединении образуют волнистую линию, изображающую лунного змея. ТРЕУГОЛЬНИК В христианстве треугольник — символ всевидящего ока Бога. Проявления триады искали повсюду: начало, середина, конец; дух, душа, тело; мысль, воля, действие и т.д. Три элемента триады: принцип утверждения, восприимчивость (женский принцип) и примирение, как нейтрализующая сила. Все виды движения в мире происходят под воздействием трех сил: положительных, отрицательных и направляющих (нейтрализующих). У викингов своя триада: власть, слава, честь. Принцип троичности в индуизме: сат — бытие, чит — сознание, ананда — блаженство. В Индии треугольник считался первой космической фигурой, возникшей из хаоса. Перевернутый треугольник — принцип Шакти, импульс инертных сил, символ Йони. Треугольник вершиной вверх — символ Шивы, мужского принципа. В западных традициях тройка в треугольнике — символ Абсолюта, пифагорейский знак здоровья. Треугольник вершиной вниз — вода, женский принцип, а также Луна в египетском иероглифе. Вершиной вверх — мужской принцип, огонь, небесные силы. Треугольник в квадрате — Божественное и человеческое, духовное и телесное. Треугольник в круге — троичность в едином. В японском искусстве икебаны триединство возводится в художественно-эстетический принцип (небо, земля, человек; рождение, жизнь, смерть; тело, ум, душа). Если четырехсторонние изображения квадратов и крестов обычно связывают с мужским началом, то трехсторонние изображения в виде треугольника и множества родственных ему форм обычно представляют женское начало. Одной из причин, по которой древние так глубоко почитали число семь, было то, что в нем соединены три и четыре. Богиня была изначальной троицей и в большинстве своих древнейших проявлений имела три аспекта: Дева, Мать и Старуха. Все трое были такой же личностью, как и любая женщина, хотя ее жизнь включает все три состояния или личности. Эта символизируемая треугольником Богиня существовала даже у раннехристианских гностиков, которые почитали ее как женскую Протенойю, которая имела три имени, «хотя они составляют одно, так как она совершенна». В Индии Богиня была изначальной Тримурти или Троицей, хотя три бога Брахма, Вишну и Шива позднее предъявляли претензии на этот титул. Однако Богиня в значении Парушакти – матери этих богов – изображалась треугольником, содержащим их в виде трех маленьких зерен внутри себя. Австралийские аборигены поклонялись богине Кунапипи (Клиа-рин-клиари, Кадьяри), что означало «старая женщина» или «мать», на треугольном месте для танцев, которое они считали центром гениталий Матери. Связь между этой концепцией и такой же треугольной йони-янтрой в Древней Индии совершенно очевидна, особенно с тех пор, как антропологи установили, что австралийские аборигены в глубокой древности были мигрантами-дравидами из Индии. Греческая буква «Д» («дельта») – это треугольник. Как и в Индии, ее называют «буквой вульвы», а также священной дверью (рождения). Это был первый слог имени Деметра, а второй был метра «мать», матка. Одна из древнейших греческих богинь, фактически догреческая, Деметра была также троицей, представленной женским треугольником. Хотя она была землей, она же была и деревом. Ее юный супруг в классическом мифе Триптолем, или «три плуга», назывался так из-за того, что он «засевал ее поля» трижды в знак оплодотворения Тройственной Богини в целом. Похоже на то, что треугольник стал распространенным символом «женщины» скорее потому, что первоначально он был символом Богини и многие объекты ассоциировались с ней. Пирожные для религиозных празднеств часто выпекались в форме треугольника. Иудейская традиция треугольных «ушей Амана» (hamantasehen) к Пуриму явно впитала египетский обычай приготовления треугольных угощений для массовых ритуалов. Даже в XX в. шотландские крестьяне выпекают треугольные пирожки к Хэллоуину и называют женщину, выпекающую их, «невеста». После годичного царствования она должна быть смещена Кайллех или «старой женой» – т. е. воплощением Старухи. В литературе христианских гностиков существовала святая троица Марий, скопированная с мойр или фат (фатумов), что стояли под деревом, на котором принесли в жертву бога, как три Марии Евангелий стояли под крестом Иисуса. Тексты гностиков сходятся в том, что двумя из них были «Мария, его мать, и Магдалина, та, которую называли его подругой». Но третья Мария остается загадочной: ее называют его сестрой в одном предложении и сестрой его матери (его теткой) в другом предложении. Никто в действительности не знает, кем были эти Марии, но их присутствие – традиция. Некоторые фольклорные источники все же вспоминают, что треугольник был знаком Богини как мудрой Старухи (Афины/Минервы), и присваивают ей титул творящего разума. В современном мире треугольник стал обозначать опасные места, такие, как Бермудский треугольник, где бесследно исчезают корабли и самолеты. Треугольник в наше время – символ вероятной опасности (см. Знаки дорожного движения, Промышленная маркировка). СПИРАЛЬ Спираль, воплощает идею одухотворенности крута, китайский символ Ян-Инь, лабиринт. Двойная спираль, где движения вовнутрь и вовне неделимы, — в даосизме является символом универсума, вселенскости. Спиральные движения воздействуют на организм и психику человека. Стимулирует спиральное движение против часовой стрелки. Движение по часовой стрелке дает успокаивающий эффект. И простая, и двойная спирали являются наиболее священными знаками европейского неолита. Их обнаруживают на мегалитических монументах и храмах по всему континенту и на Британских островах. Спиральные глазки (oculi) -двойные завитки, похожие на глаза, часто находят в местах, подобных камням порога в Нью-Грейндже в Ирландии и храме Ал-Тарксьен на Мальте. Похожие двойные завитки венчают классические ионические колонны. Спиральный лабиринт, вписанный в крест (чаще фаллический), является распространенным символом от Финляндии до Корнуолла и от Крита до Шартра; он также встречается и в Америке. Спирали представляют змеи – хранителей шумерских храмов. Спираль связана с идеей смерти и воскрешения: вступление в загадочное чрево земли, проникновение в ее середину и возвращение назад по тому же кругу. Священные танцы имитируют это движение, вот почему так много сохранившихся от языческих времен европейских народных танцев используют спиральную линию движения танцоров, идущих по кругу к центру и наружу. Рисунки спиральных лабиринтов, также распространенных в украшениях соборов, перенесены в них из древнейших храмов, располагавшихся на тех же местах. Магический жезл, называемый Lituus, использовавшийся римскими авгурами (богослужителями) для разметки святых мест, таких как храмовые площадки, обычно заканчивался спиралью.
|