России малиновый звон

 

Изготовление колоколов везде, и особенно на Руси, расценивалось как священнодействие. Бытует мнение, будто русские литейщики были неграмотными и колокола лили как бы наугад, по наитию, не опираясь на теоретические знания. Действительно, такой выдающийся мастер, как Григорьев, "грамоте не умел" и свои распоряжения подмастерьям и ученикам давал устно. Но в то же время документы, сохранившиеся от московского Пушечного двора, где работали названные выше литейщики, свидетельствуют, что каждой отливке предшествовала детальная смета и дальнейшую работу сопровождали точные расчеты.



Колокол работы М.М.Лодыгина, 1690 год

Достижения русских мастеров в этой области неоспоримы. Один из ярчайших тому примеров — три самых тяжелых колокола звонницы Успенского собора в Ростове Великом: "Лебедь" (500 пудов) и "Полиелей" (1000 пудов), отлитые соответственно в 1682 и 1683 годах Филиппом Андреевым, и завершивший это трио в 1688 году "Сысой" (2000 пудов), творение Флора Терентьева, самый крупный из звучащих в наши дни европейских колоколов.

Народ издавна присвоил колоколам особый статус. Одна из древнейших легенд связана со св. Бонифацием: в его жизнеописании говорится, что в момент его смерти монастырские колокола зазвонили сами собой. Позднейшие века породили вереницу подобных легенд о том, как колокола самопроизвольным звоном предрекали роковые события: смерть короля, войну, эпидемию…Так складывалось представление о колоколе как носителе добрых сил и борце против злых. В России колокол стал также символом свободного правдивого слова, и поэтому наказанию колокола в России подвергались довольно часто. В 1771 году набатный колокол Московского Кремля по указу Екатерины II был снят и лишен языка за то, что призвал народ к бунту, а в 1591 году по приказу Бориса Годунова отрубили уши и вырвали язык Угличскому колоколу, сообщившему народу о гибели царевича Димитрия.

Недаром так неистовали большевики, уничтожая церковные колокола. Эта кампания приобрела особенно широкий и яростный размах на рубеже 1920-30-х годов. Колокола сбрасывались с колоколен, шли на переплавку. Так погибли многие подлинные шедевры колокололитейного искусства: Царь-колокол Троице-Сергиевой лавры, Большой колокол Симонова монастыря... К слову, о знаменитых ростовских колоколах. Была попытка уничтожить и их, а заодно "разобраться" и со всем Ростовским кремлем. А.В.Луначарский, оказавшийся тогда в Ростове, спас исторические памятники: "Рубите руки тому, кто посягнет на целость их", — сказал он работникам укома.

Времена меняются, и колокола вновь занимает заслуженное веками место в нашей жизни, но пройдет еще немало десятилетий, сменится не одно поколение, прежде чем голоса колоколов будут привычно звучать "во дни торжеств и бед народных".