Как нас найти?

с. Счастливое









Реставрация скульптурного ансамбля Адмиралтейства

 

«Без украшений наружность Адмиралтейства вида того иметь не может, а от того и красоту теряет, и пропорцию во всех частях его расстраивает».
А.Д.Захаров

Отреставрированные шпиль Адмиралтейства и его знаменитый кораблик вновь выглядят безупречно. Новая, сияющая позолота главного символа Петербурга заставляет восхищаться как горожан, так и гостей Северной столицы. Однако скульптурный ансамбль, неотъемлемая часть Адмиралтейства, пока еще восстановлен не полностью. Так, над колоннадой у основания шпиля (с западной стороны) недостает одной из 28 скульптур – статуи Урании, музы астрономии. Но и эта скульптура, к счастью, скоро вернется на свое историческое место.

В начале XIX в. архитектор А.Д.Захаров перестраивал здание Адмиралтейства, возведенное в 1738 г. первоначально по чертежу И. К. Коробова, в результате чего обновленное сооружение стало одним из лучших образцов русского классицизма. Архитектор успел определить, где должны располагаться скульптуры, выполнил рисунки всех статуй и указал в проектах их размеры. Но к работе над скульптурным убранством приступили уже после его смерти. В 1812 г. Все статуи, изготовленные из пудостского камня, были установлены на свои места. Каждый персонаж был повторен дважды. В 1860 г. статуи были заменены точными копиями из выколотной меди, поскольку пудостский камень уже пришел в плохое состояние. Во время Великой Отечественной войны скульптуры сильно пострадали, а несколько из них, в том числе и Урания, были полностью утрачены. Их воссозданием уже не один десяток лет занимается известный петербургский скульптор-реставратор К.Н. Бобков.

В 1992 г. восстановленные фигуры вернулись на Адмиралтейство – все, кроме Урании. С максимальным приближением к оригиналу мастера реставрационной фирмы «Каст» Алексей Иванович Михайлов, руководитель бригады мастеров по выколотке, Константин Георгиевич Московский и Александр Викторович Агафонов вернули музу к жизни.

1. Начиналось все с изучения архивных материалов, рисунков, старых фотографий.




2. Затем скульптор К.Н. Бобков создал гипсовую модель статуи – сначала в ¼ (на фото), а затем и в натуральную величину. Модель обработали жиром, затем ее по частям «одевали» в «кокон» из качественного цемента, так называемую кусковую форму (ее прочности достаточно лишь для разовой работы, а вот если бы планировалось сделать несколько скульптур по одной матрице, то ее изготовили бы из цинка).



3. В итоге получились так называемые «обратки» – матрицы, по которым выколачиваются части будущей скульптуры. Небольшие неровности, шероховатости, тщательно заглаживаются. После этого началась, собственно, работа с металлом.



4. Матрицы закрепляются – в данном случае на мешке с песком, который «гасит» удары и обеспечивать сохранность матрицы в процессе работы. Иногда еще до окончательного изготовления матрицы глубокие рельефы выколачивали в нескольких предварительных формах – для того, чтобы не порвать металл. В процессе выколотки от ударов инструмента металл теряет пластичность и становится жестким. Поэтому его отжигают (нагревают, а затем охлаждают в воде), кристаллическая структура меди при этом меняется, восстанавливается ее мягкость. При этом мастеру, занимающемуся выколоткой, необходимо точно определить момент, когда медь начинает «плохо идти» и может порваться.



5. Выколотка производится множеством молоточков («выколотков») с различными окончаниями – их выбирают в зависимости от того, как удобнее выколачивать и какую форму необходимо придать металлу. Например, молоточком с металлическим окончанием лучше работать на весу, а с фторопластовым или деревянным – по матрице, чтобы ее не разбить и лучше чувствовать материал. Алюминиевая насадка необходима в тех местах, где нужно выполнить сложный рисунок – к примеру, узкую складку на одежде.



6. Затем готовые части фигуры сваривают. После аргоновой сварки иногда остаются неровности, тогда медь обезжиривают, сначала нагревая, а затем протравливают кислотой, и заполняют оловом, которое впоследствии выравнивают и отшлифовывают. После пайки фрагмент, обработанный кислотой, промывают водой.



7. Внутри фигура укрепляется поперечными распорками, которые придают ей жесткость. Раньше они были стальными, но их решили заменить медными, чтобы предотвратить возникновение коррозии в местах соприкосновения стали и меди. Также скульптуру насаживают на стержень, закрепленный в основании балюстрады.



8. Финальный этап работ – обезжиривание, ингибирование (защита внутренней поверхности), грунтовка и покраска. Вновь выявляются небольшие шероховатости, поэтому следует чистовая покраска. Цвет Урании, конечно, не отличается от ее «соседей». Скульптура выкрашена масляной краской серо-белого цвета, похожим на цвет пудостского камня, из которого она когда-то и была сделана.



Вскоре будет завершена подготовка постамента на колоннаде Адмиралтейства, и наконец-то Урания вернется на свое «законное» место.

Выколотка или дифовка — один из способов холодной обработки металла (листовой меди, цинка, стали и алюминия). Техника выколотки основана на использовании пластичности металла, способного под ударами молотка садиться, вытягиваться и изгибаться. В отличие от ковки для выколотки применяется только тонкий листовой металл, который обрабатывается в холодном состоянии. А от чеканки дифовка отличается тем, что вся работа от начала до конца ведется не чеканами, а специальными выколоточными молотками.