Простые вопросы о дизайне
Sara M. Sanford является профессиональным ювелиром,
а также членом-основателем и президентом Гильдии
творческих художников по металлу (Creative Metal
Arts Guild) в Portland, OREGON, USA.![]() Откуда приходят идеи ювелирного изделия? Это один из самых часто задаваемых вопросов, которые я слышу, когда показываю свои работы. Иногда я могу ответить на этот вопрос, но чаще я пожимаю плечами и признаюсь, что я действительно не знаю. Они приходят, и последние 30 лет продолжают приходить, за что я глубоко признательна. Но если вопрос задать несколько по-другому – «Как вы разрабатываете дизайн своих изделий?» — на него можно ответить значительно более определенно. Итак… Как Вы разрабатываете дизайн своих изделий? Имеется множество способов. Ограничивающие факторы, такие как предопределенный стиль, комбинация камней или техника, делают процесс легче. Порой клиент увидит уже проданное изделие и закажет почти такое же, или принесет несколько камней с инструкцией сделать что-либо такое, чтобы максимально использовать их, или попросит сделать недостающую часть в комплект к существующей вещичке, например, серьги к колье, или кольцо, сочетающееся с заколкой. Начинать с пера гораздо труднее. К счастью, вдохновение повсюду, если вы откроете ему свое восприятие. За много лет у меня скопилось множество предметов, которые пленяли меня по тем или иным причинам: осиное гнездо, свалившееся с дерева во дворе; язык от дверного колокольчика; или ракушки странной формы и раскраски. Даже для абстрактного, не изображающего что-либо стиля эти предметы могут быть полезны как возбуждающие образы форм, цветов, узоров или текстур. Также, я была «каменным старьевщиком» с самого начала моей ювелирной карьеры. Необычный и интересный камень всегда бросает вызов дизайнеру придумать способ закрепки, который будет необычен, но подходящ для него. ![]() Для своей последней коллекции Lisa и Scott Cylinder поставили себе задачу заново переосмыслить тему "Дикие птицы” при изготовлении таких изделий как "Брошь-гнездо» из серебра, меди, агата, эпоксидной смолы, и патины. Photo: Jeffrey K. Brady Что такое базовые элементы дизайна и как они должны использоваться в ювелирном деле? Линия, форма, цвет и текстура — вот первичные элементы, далее идут контраст, эмоции/настроение, баланс, напряжение/неподвижность, симметрия/асимметрия, пространство, точки притяжения, пропорции и назначение. Часто я предлагаю студентам отложить рисунок в сторону или перевернуть его лицом вниз, для того, чтобы он или она не смущались субъективными ощущениями и могли легче анализировать его и выделять разные элементы дизайна. Как должно использовать элементы дизайна . . . с надеждой на креативный стиль, который означает не просто копирование чего-либо или кого-либо. Понимая и используя элементы базового дизайна, вы можете целенаправленно изменять ваше оригинальное вдохновение, или начальный замысел, в полностью новое произведение. Вы можете выбрать, направить акцент на один элемент, либо на другой. Например, ковка выявит линию, но не проявит цвет или текстуру. Сетка или гранулирование акцентирует текстуру; камни или эмали выделят цвет. Барельеф очень хорошая комбинация формы, линии и текстуры. ![]() Judith Kaufman сочно комбинирует золото, опал и жемчуг, вызывая ощущение стиля Art Nouveau без копирования. Photo: Ralph Gabriner ![]() Следование традиционным образцам вовсе не препятствует оригинальному самовыражению. Кузнечик работы Cynthia Chuang сочетает в себе геометрию Art Deco и использование природных форм. Photo: Jerry Anthony Photography Наиболее неиспользуемый элемент дизайна в настоящее время — обратные формы. Это на самом деле равноправный по важности элемент с формой, или с поднятым рельефом, но, к сожалению, часто игнорируемый. Имеются ли какие-либо «правила» в дизайне? На самом деле я не люблю термин «правила». Поскольку я знаю, что многие правила постоянно нарушаются, особенно в искусстве, я предпочитаю использовать основные установки, как например, указатели или мягкие подталкивания в требуемом направлении. Это предполагает, по моему мнению, что имеется множество разных способов решать специфические проблемы. Чтобы принять лучшее из альтернативных решений, вы должны изучить их все, или по крайней мере, знать об их существовании. ![]() ![]() Один и тот же источник идеи не диктует одинаковую идею: брошь от Cynthia Chuang (вверху) и от Ray Tacey (внизу) показывают, как разные художники толкуют бабочку. Photo: Jerry Anthony Photography. Чтобы создать динамичную вещь, которая будет притягивать взгляд, вы можете обратиться к асимметричному дизайну, с массой вариаций толщины линий, представляющихся неожиданными. Задумывая статическое изделие, вы можете использовать симметричный вариант, с линиями одинаковой толщины и с применением только ожидаемых элементов. Если вы выбираете изделие с каким-либо доминирующим элементом, так называемым фокусом, он должен быть самым сильным акцентом, пятном, которое притягивает взгляд снова и снова, тем не менее позволяя видеть все остальное изделие. Надо помнить, что баланс не равнозначен симметрии. По своей природе, симметрия включает в себя жесткий баланс, но асимметричный дизайн также может иметь, и обычно имеет, визуальный баланс. ![]() Кольцо от Stephen Greenstein. Photo: F. Jaulmes Что является хорошим источником идей? Все и вся! Нашли ли вы голыш на пляже, странный кусочек дерева, или интересный пучок лишайника пока гуляли в лесу. И подумали: «Эй, я бы хотел сделать из этого что-то ювелирное!». Даже просмотр телевизора может быть источником идеи. Diana Rigg, хозяйка Mystery! на PBS, частенько носит интригующие заколки, но камера редко позволяет рассмотреть их достаточно ясно. Но даже и намека бывает достаточно — я просто позволяю своему воображению дополнить детали. Однажды, когда я гуляла по улице, я споткнулась взглядом о какую-то маленькую деревяшку. При ближайшем рассмотрении она показалась мне интересной, поэтому я припрятала ее и сразу же забыла об этом. Несколько недель спустя, в процессе поиска чего-то на дне своей сумки я снова нашла ее и начала пристально изучать. Я решила посмотреть, смогу ли я выжать из этого по крайней мере пять или шесть ювелирных изделий, выполненных в разной технике, но несомненно ведущих свою эволюцию от одного этого источника. Из одной маленькой деревяшки я придумала и воплотила два ожерелья, одно литое по выплавляемой модели, второе из кованой квадратной проволоки, штампованную заколку, литое кольцо и маленькую литую подвеску. Кроме того, у меня остался и маленький интересный кусочек дерева, и кто знает, как много идей для дизайнера еще придет при взгляде на него? ![]() Sara Sanford нашла кусочек дерева интригующей формы и использовала его как источник для по крайней мере пяти разных изделий. Здесь ожерелье из серебра с агатом. Photo: Sara M. Sanford Подчас передо мной возникала задача – как использовать тот или иной материал для целей дизайна. Иногда на рынке появлялся новый продукт и вдохновлял меня. Одно из самых моих излюбленных изделий стало результатом попыток использования квадратных трубок, которые, как я обнаружила, были доступны в продаже. Для увеличения количества типоразмеров трубок мне приходилось использовать волочильную доску с квадратными отверстиями. Для придания завершенности изделиям из квадратных трубок служил дымчатый кварц с поверхностью, нарезанной на квадратики наподобие шахматной доски. Я вполне сознательно уклонялась от следования веяниям моды, и все же и мне пришлось поддаться всеобщему помешательству на бусах, случившемуся несколько лет назад. Добавление длинных ниток с бусинами к заколке является способом придания большего цвета и движения украшению, а также увеличения его размера, не повышая вес или стоимость изделия. Возможно ли использование других ювелирных изделий в качестве источника идей? Да, конечно. Я поступала так ранее, и поступаю сейчас. Иногда речь идет о форме изделий, или комбинации драгоценных камней, или же специфичной технике, послужившей для меня источником вдохновения. За 30 лет я собрала внушительную библиотеку, и часто листаю различные книги и журналы в надежде увидеть что-нибудь стоящее. Мне нравится изучать драгоценности прошлого, а также украшения, принадлежащие различным культурам, однако моя работа носит ярко выраженный современный характер. Я буду использовать чужое украшение только в качестве отправной точки. Я скептически смотрю на возможность копирования чужих работ для получения выгоды. Я вовсе не боюсь, что мои работы станут объектом копирования со стороны других ювелиров, все мои изделия уникальны. В их изготовление было вложено столько труда, что вряд ли найдется идиот, готовый копировать их для коммерческого использования. Кроме того, к тому времени, как ему удастся представить копию вниманию потенциальных покупателей, для меня это уже станет пройденным этапом. Я много лет проработала преподавателем и знаю, что ученики всегда находятся под влиянием стиля своего наставника, однако, как правило, постепенно им удается найти свой собственный почерк. Моя голова полна идей, но стоит мне присесть, как все они улетучиваются. Существует ли способ преодолеть этот комплекс? Способность к творчеству, подобно любой другой способности, значительно возрастает при регулярных тренировках. На моих занятиях по ювелирному дизайну я использую ряд упражнений для того, чтобы помочь моим студентам в поиске собственного стиля на основе максимального использования своих чувств. Я могу принести записи с отрывками из всевозможных музыкальных произведений: от средневековых песнопений до современного джаза, а затем прошу студентов закрыть глаза и позволить музыке сформировать образ. Иногда я приношу несколько предметов, спрятанных в отдельных бумажных пакетиках. Студент должен был ощупать предмет в пакетике и поделиться своими догадками о содержимом конверта. Догадки студента в этих упражнениях призваны стать отправной точкой для создания конечной формы ювелирного изделия. Чтобы студенты не слишком увлекались конструированием изделия, время на создание первоначальных набросков ограничивается двумя минутами. Кроме того, я прошу студентов принести на занятие журнал или книжку с множеством иллюстраций. На примере этих иллюстраций я показываю студентам, как можно использовать фактически любой материал в качестве источника вдохновения. Один из студентов, фотограф из Architectural Digest, глядя на изображение современного здания с плавательным бассейном, сочинил прекрасный галстук, вдохновившись игрой света и тени. Кроме того, студенты приносят фрукты или овощи, мы нарезаем на кусочки их различными способами и смотрим, что у нас получилось. Весьма интересно изучать разрезанный плод киви или зеленого перца, особенно, если он был разрезан непривычным способом. Даже банан, разрезанный по диагонали (вместо привычного поперечного разреза) предоставляет любопытный пример искажения знакомого образа. Я всегда чувствовала, что в конечном итоге конструктором всего и вся является Матушка Природа. Излюбленное упражнение на наших занятиях носит название «Озадачь учителя» – студенты дают мне некий предмет, находящийся в комнате, или иллюстрацию из журнала. И я должна использовать этот предмет в качестве исходного материала для создания собственного произведения. Среди моих любимых заданий – кресло, узор на рубашке студента, а также фотография детской ноги из журнала. Не все из их этих творений стали шедеврами, и все же всегда возможно создать достойный дизайн, особенно, если добавить достаточное количество жемчужин. (Мое пристрастие к жемчугу стало предметом шуток среди моих студентов, поскольку я могу добавить жемчуг почти к любому изделию.) С чего мне начать – с дизайна или с оформления камней? Со всего! Я часто пробую различные комбинации камней, кристаллов или окаменелостей, просто располагая их рядом, и смотрю, что у меня получилось. Иногда форма изделия основывается на самом материале – шестиугольной форме рубина, кубической форме железного колчедана, или линиях и цветах яшмы. Однажды я использовала линейный узор агата с белыми и черными полосами для разработки булавки – я вкрапила серебряные пластинки в черное дерево, повторив линии агата. Иногда я вижу предмет, который вызывает во мне заинтересованность и начинаю обдумывать, как его можно использовать для дизайна ювелирного изделия, особенно, если украсить это изделие драгоценными камнями. Если находишь интересный стиль, возникает опасность стать его заложником. Как уберечься от застоя в творчестве? Очень легко оказаться пленником привычной колеи. В начале 80-х годов, я поняла, что мне не нравится то, что я делаю. До того момента, я использовала литье по выплавляемым моделям, и эту работу трудно было назвать творческой. Я ощущала в себе потребность более крупных работ, мне хотелось изготавливать цепочки и булавки больших размеров. Поскольку отлитые изделия обладают довольно внушительным весом, это составляло проблему. Попытайтесь ставить перед собой дерзкие задачи – это подстегнет вашу творческую жилку. Я поставила перед собой задачу разработать восемь подвесок: при изготовлении каждой использовалась своя техника, каждая подвеска имела собственную цепочку, изготовленную вручную. В качестве материала я применяла кристаллы или окаменелости в дополнении к кабошону и/или граненым камням. При этом каждая из подвесок включала в себя жемчуг. Я чувствовала, что это позволит мне изучить сразу несколько техник, которые я не использовала с момента окончания колледжа, а также испробовать некоторые новые техники. Об этом приятно вспоминать – всегда найдется несколько новых техник, которые стоит испытать, а открытие нового способа работы может направить процесс изготовления в совершенно новое русло. Две из подвесок были литыми, но я также использовала сетку, ковку, гранулирование, эмалирование и штамповку. Один раз я использовала демонстрационный образец. Обычно я просто выбрасываю модельную восковую массу, использованную для демонстрации. Но тот образец оказался настолько интересным, что я сохранила его. (Вот оно — действие интуиции!) В некоторых изделиях в той или иной форме использовались контрасты. В одной подвеске я комбинировала уникальные текстуры отливки, с гладкими, отшлифованными линиями, характерными для ковки. Другое изделие сочетало шероховатость серебра, покрытого сетчатым узором с острыми гранями прямоугольной и квадратной проволоки. Еще в одном случае гранулы неправильной, негеометрической формы разных размеров использовались для вкрапления в правильный геометрический узор. В двух подвесках контрастность материалов использовалась лишь в незначительной степени. В одном случае, тщательно отполированная штампованная подвеска с кованой цепочкой включала в себя гроздь кристаллов граната, придающую цвет и форму. В другом случае использовалась техника вкрапления при помощи воскового карандаша, которая применялась в том числе к звеньям цепочки и застежке. Цвет также играет важную роль в процессе дизайна. Одна из подвесок была монохромной или обладала сходными цветами. Я использовала серую друзу кварца, известного как «конхо кварц» или «халцедоновая роза», в сочетании с лунными камнями, агатом с черными и белыми полосами, а также белыми, черными и серыми жемчужинами. В другом изделии использовалась прозрачная эмаль на тонком серебряном листе. Цвета, основанные на использованных камнях, колебались от пурпура, даримого аметистом, до желтого цвета рутила в рутилированной кварцевой сфере. Существуют ли общие правила при разработке цепочек для подвесок? Очевидно, что цепочка должна соответствовать общей конструкции подвески. В противном случае она работает против дизайна и просто отвлекает внимание. В трех случаях, из упомянутых выше, три цепочки были вариациями одной и той же темы: длинные, прямые секции из проволоки, круглые, квадратные или треугольные (в зависимости от форм, использованных в подвеске), соединенные кольцами. Одна из цепочек была изготовлена из овальных звеньев из квадратной проволоки, соединенных кольцами; другая была сделана из литых звеньев, произведенных при помощи воскового карандаша – при этом даже соединительные звенья были литыми. Я использовала цепочку из тонкой плетеной проволоки для гранулирования. Последняя подвеска доставила мне больше всего хлопот, поскольку процесс ее изготовления был самым сложным; подвеска сочетала в себе кристалл аметиста, эмаль, бороздчатую кварцевую сферу, ограненный и кабошонный аметисты, а также кабошон лунного камня. Все цепочки, которые приходили мне в голову, казалось, отвлекали от сложных взаимосвязей между дизайном и камнями. Наконец, я выбрала простой фибровый шнур с серебряной застежкой ручной работы. Здесь возникала практическая проблема: как отделить шнур, если возникает потребность в чистке подвески, ведь шнур не выдержит весьма суровых методов, применяемых при чистке металлов. Тогда я спаяла две тонкие серебряные трубки и использовала их в качестве проходного пути для шнура. Эта конструкция позволяла легко удалять шнур, если возникала потребность в чистке. Иногда необходимость является матерью изобретательности. ![]() Единственным правилом дизайна цепочек является согласованность дизайна цепочки и подвески. Эта подвеска, являющаяся изделием французской компании Rambaud s.a., из таитянского жемчуга свисает с плетеной цепочки из золота на 18К Как можно узнать, что дизайн идеи правилен? Это сложный вопрос, как скажет вам любой художник. Можно много что сделать с основными элементами дизайна, зная, что это такое и как это использовать. Я веду курс в высшей школе и в колледже, и я замечаю, что в массе своей люди применяют основные элементы дизайна инстинктивно. Они могут не знать формальных правил, но дизайн вокруг нас. От автомобилей до предметов мебели, до одежды, до упаковки от еды, до этой газеты, которую вы читаете сейчас, мы буквально атакованы дизайном, здоровы мы или больны, практически в каждый момент бодрствования. Итак…Откуда приходят идеи ювелирного изделия? Настоящий ответ на этот вопрос . . . отовсюду! Вы просто должны держать готовыми для этого свои глаза и свой разум. Источник: Газета «Брилланс» |