Особенности национальной ковки

 

Первые приспособления для предохранения копыт от стирания делали в форме чулок и сандалий из соломы, кожи, а также плели из лыка. Когда люди овладели металлом, они придумали гиппосандалии, которые привязывали к ногам лошади. В средние века научились прикреплять к копыту подкову специальными гвоздями. К XII веку подковывание лошадей получило широкое распространение у многих народов. В России ковочное дело приобрело государственное значение после изданного в 1715 году указа Петра I: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских, в которой губернии сколько человек содержать можно».

В 1732 году в селе Хорошево под Москвой была открыта первая в Европе коновальная (ветеринарная) школа. В курс обучения входили самостоятельное изготовление подков и ковочных гвоздей, а также ковка лошадей. С начала XIX века при различных высших учебных заведениях России были организованы учебные кузницы.

Сегодня профессия коваля — уникальна. Но нам повезло познакомиться с истинным мастером своего дела. Имя Валерия Жгуна хорошо известно не только в мире конного спорта, но и среди кинематографистов. Валерий сотрудничал с "Ленфильмом”, "Мосфильмом”, Свердловской и Одесской киностудиями. Участвовал он и в съемках популярного фильма "Особенности национальной охоты”. В один из январских дней мы отправились к нему в конноспортивный клуб "Комарово”.

— Скажите, Валера, обучают ли где-нибудь мастерству коваля?
— Теперь нет. Старые мастера, владевшие этим искусством в совершенстве, умерли еще в 70-е годы. Были, правда, курсы при институте коневодства, но о них много лет уже ничего не слышно. Так что 11-12 лет назад, когда я дебютировал в этой профессии, багаж моих знаний был весьма небогат…

— Как же Вам удалось стать Ковалем с большой буквы?
— Многое постигается с опытом. Лет пять назад я познакомился с финским ковалем-ортопедом Jaakko Kranstrom. Именно его я считаю своим учителем. Мы и сейчас встречаемся то в России, то в Финляндии.

— А сколько ковалей работает сегодня в Петербурге?
— Не могу Вам сказать. Куют лошадей и спортсмены, и владельцы. Другой вопрос — насколько профессионально это делается. Есть среди свежеиспеченных владельцев и такие, кто интересуется: "Как заковать лошадку?”. А что такое "заковать” на нашем языке, знаете? Бывает, что при креплении подковы гвоздь задевает живые ткани копыта, что приводит к травме. Вот это и называется "заковка”.

Однажды в Москве Валерия попросили подковать лошадь. Он "поколдовал” над копытами — и лошадь вдруг показала такие движения, которых от нее никто не ожидал! Конники были поражены. Пришлось Валерию в столице задержаться — в очередь на ковку встал чуть ли не табун… А потом привели коня из выездки с дефектом "косолапие”. Подковал его мастер, и любимец стал радовать хозяев.

Глядя на ногу лошади, можно предположить, какие дефекты могут быть в ее движениях. Иногда их можно устранить, сделав специальную ковку.

— Но "профессиональный взгляд” требует, наверное, определенных знаний?
— Конечно. В первую очередь, это знание анатомии, основ ветеринарии. Важно и предназначение лошади: верховая она или упряжная, спортивная или прогулочная. Если спортивная, то, важно знать, чем ей предстоит заниматься: конкур, выездка… Ведь спорт, даже среднего уровня, обуславливает значительную нагрузку на ноги. И очень важно создать равномерную опору на каждую конечность во избежание травм.

— Как часто нужно подковывать лошадь?
— Месяца за полтора копытный рог у лошади отрастает настолько, что ее надо перековывать.

— В каком возрасте делается первая ковка?
— Обычно в двухлетнем, если нет никаких показаний к ортопедическому вмешательству в более раннем возрасте. За границей, правда, при таких показаниях жеребенка "обувают” в специальные пластиковые подковы, начиная с первых месяцев жизни.

— А сколько лошадей вы можете "осилить” за день?
— Все зависит от того, насколько сложные у них ноги. Если копыта неухоженные или лошадь стоит неспокойно, работать тяжело. Я стараюсь в день работать не более чем с тремя животными. А легче всего ковать лошадь, когда ее хорошо знаешь.

Мы — в конюшне, знакомимся с лошадьми. О каждой из них с любовью рассказывает хозяйка клуба Татьяна Яковлева. Пока Валерий готовится к работе, нам показывают сегодняшнего героя — жеребца Аркашу, который совсем недавно прибыл в клуб с Александрийского конного завода, что на Украине. Ему предстоит первый этап ковки — расчистка копыт. Появляется Валерий в костюме коваля, навевающем мысли о ковбоях и американских вестернах. Ласково приговаривая: "Спокойно, сынок”, он осматривает ноги своего пациента и приступает к работе.

— Вы справляетесь один?
— Так сложилось исторически. В России обычно коваль все делает в одиночку. За границей зачастую действуют два мастера — в четыре руки. А в Германии, например, очень часто ногу лошади держит конюх, а коваль только кует.

— С какими лошадьми работать легче?
— Лучше всего, конечно, когда лошадь тебя знает. Но на самом деле все зависит от воспитания. Если еще жеребенком ее приучили к тому, что человек — "и царь, и бог”, она вырастает смирной и послушной, ну а если с детства привыкла "ноги на голову ставить”, то будет брыкаться и капризничать. Заметьте, Аркаша стоит спокойно, сразу видно — интеллигент, между тем, ноги у него сложные.
С лошадью нужно обращаться бережно, ласково — и она отплатит тебе тем же. Но если хотя бы один раз ее напугать — о спокойной работе можно забыть надолго. Если животное нервничает, иногда есть смысл отложить процедуру на потом.

После расчистки, обработки копыт Аркаша отправился в денник, похоже, с самыми положительными эмоциями.А коваль, смахнув капли пота со лба, уже готов встретить следующего скакуна.

— Вы могли бы назвать основные этапы ковки?
— Первый вы только что видели: расчистка копыта, то есть удаление отросшего рога и придание копыту оптимальной формы. Потом по форме расчищенного копыта будет подгоняться подкова. Завершающий этап — непосредственное крепление подковы.

— Из какого материала делают подковы?
— Материал может быть самым разным: железо, титан, алюминий и даже пластик — все опять-таки зависит от того, к чему готовят скакуна. Лошадей обычно подковывают "на круг”, то есть на все четыре конечности. Такой набор подков называется "стан” и стоит в среднем $8 (по $2 за подкову).

— Кстати, сколько стоит лошадь и ее содержание?
— В среднем хорошая лошадь-трехлетка стоит около $10000. Содержание ее, по рассказам владельцев, обходится в $400-500 в месяц. В эту сумму входит постой лошади, оплата труда занимающихся с ней конюхов, коноводов и тренеров.

Конноспортивный клуб "Комарово” сегодня считается одним из самых перспективных. Здесь проходят даже международные соревнования. Проводился Кубок Губернатора по выездке, который теперь будет традиционным. Специализация клуба — выездка и конкур. В распоряжении занимающихся конным спортом — единственный в городе отапливаемый манеж 60×24 кв.м. Команду КСК "Комарово” возглавляют два мастера спорта международного класса, участники международных турниров и олимпийских игр. Сегодня в клубе содержится порядка сорока лошадей, и всем им, независимо от того, принадлежат ли они клубу, спортсменам или частным владельцам-любителям, обеспечено прекрасное содержание. Скоро здесь откроется новая конюшня со специальным стационарным боксом для ковки. У владельцев клуба большие планы дальнейшего развития… Но это — тема отдельного разговора.

Кроме КСК "Комарово” Валерий работает в конноспортивном клубе "Осиновая Роща”, в КСК "Простор”, на стадионе им.Кирова. Но основная база здесь, в Комарово. Именно поэтому мы хотели бы завершить свой рассказ словами хозяйки клуба Татьяны Яковлевой: "Валерий постоянно жаждет познать что-то новое, постоянно совершенствуется, стремится стать лучшим в своей области. И потому его можно назвать не просто мастером, а суперспециалистом в области ковки”.