Оружие и доспехи тибетского воина
В начале XX в. в Петербург из Тибета приехал
буддийский монах-лама, бурят по национальности Агван
Доржиев. Имя этого человека сейчас почти неизвестно
в Петербурге, хотя он внес свой вклад в формирование
облика и культурного богатства нашего города. Самым
большим его достижением было строительство
буддийского храма в Старой Деревне на берегу Большой
Невки, который является самым северным буддийским
храмом в мире. Доржиев был активным сторонником
популяризации не только буддийского учения, но и
культуры народов Центральной Азии: бурятов,
монголов, тибетцев. В 1901–1903 гг. им были
привезены из Тибета и переданы на хранение в
Кунсткамеру уникальные вещи – оружие и доспехи
тибетского воина. Тибетский доспех. Тибет. Конец XIX в. Защитная одежда тибетского воина рубежа XIX–XX вв. состояла из пластинчатого доспеха, шлема и щита, который изготавливался из плетеного тростника. В те времена Тибет был одним из самых отсталых регионов мира, затерянной в горах средневековой страной, власть в которой принадлежала главе буддийской церкви Далай-ламе. Доспех состоит из небольших железных пластинок, которые имеют форму ивового листа. Поэтому китайцы называли подобные доспехи «панцирь из ивовых листьев». Пластинки соединены узкими полосками кожи. Этот тип защитного костюма известен также в Китае и Монголии. Тибетский шлем. Тибет. Конец XIX в. Тибетский шлем изготовлен из фигурных металлических пластин, скрепленных кожаными ремешками. Верх шлема венчает небольшой наконечник-трубочка. В древности шлемы тибетских царей украшались веревкой, которая вставлялась в подобный наконечник. По легенде, эта веревка-нить соединяла первых тибетских царей с небом. Благодаря ей цари были бессмертны до тех пор, пока один из тибетских правителей в пылу боя не перерубил мечом небесную нить. В средневековом Тибете в наконечник-трубочку вставлялись петушиные или павлиньи перья. Подобный тип шлема получил широкое распространение у северных соседей тибетцев – монголов. Тибетский меч. Фрагмент. Тибет. Конец XIX в. Вооружение тибетского воина состояло из меча и лука. Традиционный тибетский меч – это прямой однолезвийный клинок – палаш в европейской терминологии. Сразу бросается в глаза несоответствие качества клинка к рукояти и ножнам. Клинок грубо обработан, практически тупой и весь изъеден коррозией. Рукоять, обмотанную проволокой, венчает навершие в виде розетки. Ножны деревянные, обтянутые синим бархатом, инкрустированные кораллами и бирюзой, украшенные орнаментированными бронзовыми накладками, изготовлены гораздо лучше клинка. Ножны. Фрагмент. Тибет. Конец XIX в. Если доспех и шлем являются настоящими боевыми доспехами, способными выдержать удар сабли, то меч производит впечатление оружия декоративного, «ненастоящего». Современного человека может поразить средневековый облик доспехов, которые были изготовлены в конце XIX в., и низкое качество меча. Однако необходимо учитывать роль буддизма в этом регионе. Буддизм, отличающийся состраданием и запретом на убийство всего живого, определял жизнь каждого тибетца. Поэтому военное дело и искусство оружейников считались делом недостойным. Лучшие мастера по металлу занимались изготовлением предметов культа, а оружейники занимали самое низкое положение среди ремесленников. Удаленность и труднодоступность Тибета, негативное отношение к военному делу в целом привели к тому, что там вплоть до XX в. сохранились средневековые типы оружия и доспехов. Хотя в начале прошлого века XIII Далай-ламой и были предприняты попытки реформировать тибетскую армию. В это время на вооружение поступили ружья, стволы для которых закупались в Индии. Несмотря на это, в Тибете продолжало существовать стрелковое и холодное оружие Средневековья, надежной защитой от которых являлись шлем и «панцирь из ивовых листьев». |