Как нас найти?

с. Счастливое









Между молотом и наковальней

 

Рассказ о художественном металле лучше всего начать с вопроса, который обязательно задает заказчик, впервые обратившийся к кузнецу-художнику: «А это будет настоящая ковка?» Удивительно, что специалисты, как бы часто его ни слышали, всякий раз теряются и не могут понять, что, собственно, мы, неспециалисты, имеем в виду. Нам же просто хочется знать, насколько технология, по которой будет изготовлен фонарь (решетка, ворота и т.д.), отвечает нашим, почерпнутым из фильмов и книг, представлениям о кузнице и кузнечном деле.

Но вопрос и на самом деле не такой простой. За последние десятилетия арсенал кузнеца расширился. Повсеместно используются пневматические молоты, электрическая, газовая и аргонная сварка, лазерная резка деталей и т. д. Новые технологии облегчили труд и ускорили процесс, но практически не затронули сути. Действительно, какая разница, бьет по намеченным мастером местам молотобоец или пневматический молот? Кузнец по-прежнему кует на наковальне, берет в руки все те же кувалды, ручники, пробойники, раскатки и т. д., точно так же (о некоторых исключениях — ниже) нагревает металл в горне. Соответственно, каждая деталь, проходя через его руки, обретает неповторимость.

Очевидно, что некоторые традиционные приемы и методы отходят на второй план, уступая место более технологичным. Например, сегодня довольно редко используется кузнечная сварка и соединение посредством хомутов.

Можно настоять на том, чтобы все операции делались «как надо». Для профессиональной фирмы это, как правило, не проблема. Однако нужно быть готовым к тому, что на внешнем виде изделия и его эксплуатационных качествах это практически не скажется, зато трудоемкость и, соответственно, цена увеличатся в несколько раз.

Просто представьте, как будет выглядеть «правильная» сборка створки ворот, скажем, размером 2×4 м. Поместили две детали в горн, нагрели, проковали. Затем к этим двум добавили еще одну и опять нагрели и проковали... Процесс может занять не один день. При электрической или газовой сварке на это понадобятся считанные часы.

Поэтому сегодня большинство кузнецов-художников работает в смешанной технике, подразумевающей использование наряду с коваными токарных, штампованных и литых элементов. Никакого криминала в этом нет, поскольку художественная ценность изделия в конечном счете определяется не конкретной технологией, а оригинальностью творческого замысла и мастерством его воплощения. Обратившись к кузнецу-художнику, мы вправе рассчитывать на то, что получим в результате эксклюзивную вещь ручной работы.