Металлы всякие нужны

 

Согласно мифологии, все металлы находились в ведении Плутона, управлявшего подземным царством, но в то же время связывались с космической энергией планет. Алхимики признавали семь главных металлов, каждый из них соответствовал божеству и небесному телу.



Золото — нетленный материал, рожденный Солнцем, связанный с Аполлоном, красным цветом, чистым Духом, давшим начало всему живому. Серебро — совершенный металл, соотносится с Луной, Дианой, голубым цветом, эфирной Душой, рождающей чувства и идеальные образы. Остальные металлы являются несовершенными. Ртуть соответствует Меркурию и белому цвету, олово, самый легкий металл, — Юпитеру, Юноне, фиолетовому цвету. Железо отождествляется с Марсом, оранжевым цветом и телесным Духом, рождающим движение и порой самые непредсказуемые устремления. Медь связана с Венерой, ей соответствуют зеленый цвет и телесная Душа, отвечающая за сбережение жизненных сил. Свинец — Сатурн, желтый цвет и материальное тело. Алхимия попыталась выстроить эволюционную лестницу металлов, в самом низу которой находилось железо, затем шли медь, свинец, олово, серебро, на самом верху — золото. В традиционных народных представлениях разные металлы, прежде всего железо, серебро и золото, наделялись магической силой, так же как различные предметы, сделанные из этих материалов: амулеты, украшения, оружие, зеркала, монеты и т.п.

Любая металлическая вещь притягивает внимание, даже если это только бронзовая ручка на ящике стола или скромный подсвечник. Нужна ли сегодня профессия кузнеца? Об этом мы решили поговорить с самими кузнецами, и не только с ними, но и с мастерами и художниками разных специальностей, владеющими секретами обработки всевозможных металлов.

Бронза (медь, до 20% олова)
Сергей Гай, скульптор
Это материал, появившийся по воле человека. С того самого момента, когда из расплавленного камня вытек первый металл, наступила новая эпоха в истории человечества — Бронзовый век. До этого люди имели дело только c материалами, созданными самой природой. С бронзой началась эпоха созидания. Бронза — это было и новое оружие, и деньги. Бронза — это символ прогресса, а значит, могущества и власти. Бронза — это искусство. Она соединила в себе все качества других материалов. Она может быть тверда и упорна как камень, изменчива и текуча как вода, может блистать как солнце и отражать как зеркало, может быть тяжела и упряма, а может беспрекословно служить мастеру. Бронза материал магический, он может все. Воплотит любой замысел человека в форме, неподвластной векам. Бронза — это тонкий расчет. Это медь, латунь, цинк, серебро, сурьма, наконец, золото. Чувствуете колдовской аромат тайного действа, алхимических жаровен, где творился философский камень вечности? "Кто владеет бронзой, тот владеет всем, тот настоящий победитель", — шепнул Князь Меншиков на ухо своему суверену, и по воле Петра отправились люди на Урал добывать славу для молодой империи. Колокола переливались в пушки. "Бронза — символ просвещенной власти", — говорил Король-Солнце Людовик XIV. Вся скульптура Версаля, его убранство — это бронза. Ее влияние на жизнь людей превзошло даже золото. Хотя бы потому, что ее больше и она доступнее. Кто скажет при виде Эвереста, что Господь не самый величайший скульптор? Не потому ли Всевышний преподнес такой бесценный дар именно скульпторам. Из всех материалов бронза самый универсальный, она может имитировать любой другой материал, получится убедительно и пластично. Весь арсенал приемов, который есть у мастера, имеющего дело с металлом, возможен в работе с бронзой. Творите в бронзе, и никто не усомнится в вашем успехе. Время испортит картину, или найдется маньяк, который обольет ее кислотой или порежет ножом. Гравюра помнется, фарфор разобьется, дерево потрескается или сгорит. Даже камень может разбиться. Но бронзовая скульптура переживет все. Тем более, сегодня нет нужды переливать ее на пушки или деньги.



Латунь (медь, 10 -50% цинка)
Владимир Бабенков, генеральный директор Мастерских художественных работ
Латунь — сплав меди с цинком, металл желтого цвета, издалека похожий на золото. Это материал, обладающий богатыми возможностями в оформлении интерьера. Латунью можно отделать буквально все. Диапазон очень широк: от маленьких ручек, ключиков, фурнитуры для мебели до архитектурных деталей — колонн, перил, ограждений и т.п. Она прекрасно сочетается с деревом, черным металлом, с нержавеющей сталью. Она легко поддается обработке самыми разными способами: токарной обработке, фрезеровке, можно использовать литье. Мы обычно "выкраиваем" заготовки, из них выгибаем нужные формы, которые потом свариваются, спаиваются, шлифуются так, что не найти никаких швов. Какую поверхность придать латуни — это уже дело вкуса. Можно начистить до зеркального блеска и покрыть специальным лаком, чтобы не потускнело. Или наоборот, пусть со временем металл окислится, потемнеет, приобретет благородный зеленоватый оттенок естественной патины, создающий ощущение старины. Можно подвергнуть химическому травлению или окрасить, придать поверхности разнообразные фактуры, нанести рисунок — как будто слегка прошлись кистью. Можно обработать поверхность на токарном станке или гидравлическим способом нанести какой-то рельеф. Недавно попробовали получить интересную фактуру горячим способом с помощью газовой горелки: нагревается неравномерно, горелку поднес или убрал, появилось что-то вроде тиснения. Потом, как обработаешь: можно оставить грубую поверхность или вычистить и отполировать. В общем, процесс творческий.

Медь
Владимир Бабенков
Медь реже встречается в интерьерах. Из меди часто делают кровли. Она обладает прекрасными свойствами: хорошо сваривается, пластична, поддается выколотке. Одно из достоинств меди — красивый цвет, который обогащает колорит изделия, особенно если оттонировать и придать разные оттенки. Медные детали превосходно сочетаются с мебелью из натурального дерева. Из нее делают вытяжки над камином или плитой.

Чугун (железо, 2-4,5% углерода)
Олег Рыженков, генеральный директор художественно-производственного объединения "Изокъ"
В литературе часто можно встретить: "Чугунный кованый забор". Это сразу коробит, потому что если чугунный — значит литой. Чугун — сплав железа с углеродом, но углерода здесь больше, чем в стали. От содержания углерода меняются свойства сталей. Чугун обладает меньшей температурой плавления, чем железо, поэтому его легко отливать даже не в заводских условиях. В наших мастерских мы можем выполнять самые разнообразные чугунные детали, например пики для заборов. Приходилось делать винтовые лестницы, балясины для лестниц. Вообще в литье самое дорогое — модель. Если что-то отливаешь в единственном экземпляре, выходит слишком дорого. Мы применяем деревянные модели. Бывает литье просто в землю. Представьте себе детскую песочницу: разровнял, вдавил формочку, получил отпечаток. К нему прорезается специальная бороздка — литник, куда выливается расплавленный металл. Конечно, должна быть природная литейная земля или специальный состав, приготовленный на заводе. Если же изделие сложное, с большим количеством выступающих деталей, применяется литье по выплавляемой модели. Сначала делается модель из гипса, она покрывается резиной, которая застывает и снимается. В резиновую форму заливается воск, получается восковая форма. Она покрывается специальными составами и помещается в печь, воск расплавляется и вытекает, а в освободившуюся полость заливается расплавленный металл, тот же чугун. Литые латунные и бронзовые изделия можно покрыть искусственной патиной, от черного до золотистого цвета. Часто в сложных изделиях мы сочетаем разные техники: ковку, литье, токарные, слесарные работы. Гордимся своей работой для храма Христа Спасителя. За четыре месяца (от модели до монтажа на месте) сделали два позолоченных паникадила весом 3 тонны и высотой 17,5 метра.

Сталь (железо с углеродом)
Павел Гут, художник
Раньше я занимался миниатюрной ювелиркой, но в 1980-х съездил в Германию и там, насмотревшись, как работают с кованым металлом, попробовал сам и влюбился в него. Даже научился ковать дамасскую сталь. Разные по составу куски стали — мало- и высокоуглеродистые — складываются вместе, перекручиваются, нагреваются и проковываются. На уже готовом изделии, когда его шлифуют, все слои проявляются в виде рисунка. При ковке важное значение имеет даже топливо: ковать металл лучше не на коксе — он слишком выжигает, а на второсортном буром угле, который дает хорошее пламя и создает подходящую восстановительную среду. Или на древесном угле. Кованый металл при всей плотности и тяжести — живой, пластичный материал. И если его любить, он отдаст сполна. Кованые вещи делаются из одного куска металла: ты просто видоизменяешь бесформенную массу. В нем совсем другой звон, нежели в отлитом изделии. Самым идеальным металлом для ковки является мягкая сталь. В разогретом состоянии она буквально течет. Очень послушный материал. Она мало окисляется, и в интерьере ее можно ничем не покрывать.

Юрий Баранов, Ирина Ратанова, художники по металлу
Железо после бронзы древнейший материал, имеющий самый широкий спектр применения. В Испании сохранились кованые решетки, сделанные еще в IV веке. Раньше говорили: "Кузнец всем ремеслам отец". Из стали делается все — от швейной иголки до сложнейших станков. Ковка древнее литья, ведь проще было металл бросить в костер и потом ударить, чем, скажем, отлить что-то стоящее. Здесь уже требуются какие-то дополнительные приспособления, например, печь. Если говорить точным техническим языком, этот материал называется сталью, которая обладает самыми различными свойствами. Для нашего ремесла больше всего подходит низкоуглеродистая сталь, в нагретом состоянии она как пластилин в руках. Это создает особый колорит кованых изделий — они "мятые", на поверхности видно движение металла в процессе деформации. В отличие от литья ковка намного сильнее по ощущению. Литая вещь будет более хрупкой. Стальной кованый декор можно выполнить очень изящно, чтобы веточки гнулись, почти трепетали. Возможности кованой стали в декоративном искусстве безграничны. Делаются и женские украшения, и бытовые вещи. В сложной работе решаешь, каким способом сделать ту или иную деталь: что-то проще отковать, что-то отлить, где-то придется припаять. Кованый металл, которым мы занимаемся, это непреложный атрибут архитектуры в любом цивилизованном европейском государстве.

Вороненая стальь

Юрий Михин, Алла Власова, художники по металлу
Воронение — один из традиционных способов художественной обработки стали. Изделие окунается в масло и обрабатывается огнем, в результате создается защитный слой, надежно предохраняющий от коррозии. Техника кропотливая. Примерно половину времени занимает подготовка поверхности изделия к воронению. Достоинство этой техники в том, что поверхность металла не кажется покрашенной, она сохраняет естественный цвет и фактуру со всеми следами ковки. Преимущество вещей из такого металла, во-первых, в их прочности. Такой стул хоть с пятого этажа бросай — ничего с ним не будет. А во-вторых, в красоте — ощущаешь естественную фактуру, черный цвет создает выразительные акценты в интерьере. Вещи бывают очень разными по характеру: можно сделать легкую кружевную — женскую вещь, а можно мужскую, агрессивную, натянутую как стрела.

Нержавеющая сталь (сплав железа с хромом, никелем)
Владимир Бабенков
Нержавеющая сталь очень актуальна в современном интерьере в стиле хай-тек, где много стекла и металла. Она практична: не ржавеет и не тускнеет, уж если отполировал — это навсегда. Из чего состоит? Там несколько составляющих, в основном железо, титан, никель, хром. Сейчас появилось много разнообразных стальных заготовок. За границей наше же сырье перерабатывают, и нам поставляют различные профили, трубы, листы шлифованные, полированные, с просечкой. А мы уже из этих заготовок выкраиваем, монтируем, обрабатываем поверхность. Сталь часто полируется. Впрочем, сейчас дизайнеры любят шлифованную, чуть матовую поверхность, не отполированную до зеркального блеска. Получила развитие лазерная техника нанесения рисунка или надписей на сталь. Рельефную поверхность на стали так же запросто, как на латуни, уже не выполнишь, однако и это возможно, если при нагреве выдавить, скажем, вулканический рельеф.



Цинк. Титан. Сталь
Владимир Наседкин, художник
Я пришел к этим рельефам, выполненным в металле, не случайно. По образованию я график и много работал в самых разнообразных техниках, в том числе занимался офортом. За 25 лет у меня накопилось много отработанного металла в виде досок, с которых печатались офорты. Если разобрать вот эти современные произведения, то на обратной стороне окажутся мои ранние гравюры. Именно обилие металла подвигло меня найти ему новое применение в виде рельефов. Можно сказать, что это стало логическим продолжением моего творчества. Гравюра требует многократного повторения. Над одним и тем же сюжетом для ксилографии я мог работать помногу лет, повторяя его и в живописи, и в рисунке, и в акварели, но всегда все заканчивалось гравюрой. А теперь творческий процесс как-будто пошел вспять: эти же сюжеты я начал перерабатывать в большие рельефы, выполненные в металле, с которого когда-то печаталась гравюра. Бесконечный поток тем и сюжетов просто обрел новое воплощение. Вот таким образом я пришел к металлу. Тем более, что я раньше жил в Нижнем Тагиле, где с металлом проблем не было. Когда работаешь с металлом, чувствуешь себя мужчиной, это настоящая мужская работа, приносящая удовлетворение, дающая возможность проникнуться самоуважением. Какие металлы я использую? Поскольку в прежней жизни это служило офортной доской, то больше всего здесь цинка. Цинк полированный, шлифованный, обработанный пескоструйным аппаратом. Все это дает разный цвет и разное отражение света. Причем палитра этих цветов и отражений отличается сдержанностью, что тоже меня в металле привлекает. По цинку с матовой поверхностью после пескоструя я наносил гравировку. Сталь уже не поддается гравировке, но у нее потрясающие отражающие способности. Испанская сталь — очень зеркальная. Наша похуже. Но и эти различия удается использовать. Титан имеет теплый благородный темноватый оттенок, и он хорошо отражает. Вызывающе золотой блеск я не люблю. Золото, латунь, медь — это не мой металл. Но иногда в рельеф нужно внедрить и такой звучный акцент. У каждого металла есть свои неповторимые свойства. В "Пирамиде", которая весит полтонны, использованы сразу все эффекты, кроме гравировки. Вместо графики каждая деталь заключена в алюминиевый уголок, что создает ритмичное членение. Теперь она нашла свое место в офисе солидной фирмы. Хотя делалась она не для интерьера. Ни о какой коммерции я тогда не помышлял. Однако практика показывает, что многие подобные работы с выставок благополучно перебираются в интерьеры, особенно хорошо они вписываются в хай-тек. Вообще металл производит странное впечатление: смотришь на него, даже не дотрагиваясь, и словно чувствуешь его, ощущаешь толщину материала. Это удивительно!

Павел Гут
Цинкотитан — материал практически вечный. Я его обрабатывал химическим травлением, которое дает красивую узорную фактуру. Потом из таких резных пластин собирается каркас для светильника. Я бы с удовольствием еще поработал с этим материалом, но на заказ. Он плохо поддается механической обработке. Чтобы после травления выявить все богатство рисунка, нужно с ним долго возиться, чисто обрабатывать, потом могут появиться пятна. Он, правда, прекрасно льется. Но из проката можно делать конструктивные стильные вещи.

Золото. Серебро
Юрий Киреев, генеральный директор фирмы "Кавида"
Еще совсем недавно существовала абсурдная ситуация, когда мастера, даже известные, не имели права работать с драгоценными металлами. В Союзе художников Санкт-Петербурга группа ювелиров устроила выставку ювелирной пластики, где были представлены "драгоценные" вещи из недрагоценных металлов. В середине 80-х годов возникали еще более абсурдные ситуации, например, ювелир делал вещи из серебра, а мы их гальваническим способом покрывали медью, чтобы не было недоразумений на выставкомах. С тех самых времен для меня не имеет значения ценность материала, для заказчика это гораздо важнее. Конечно, серебро или золото высокой пробы пластичны, с ними легче работать, особенно в тонких изделиях. Однако можно внешне одинаково выполнить изделие как из латуни, так и из золота. В ювелирных изделиях серебро заменяется другими материалами — мельхиором, его называют еще низильбером (нем. новое серебро) — это сплав никеля с медью. Есть "польское серебро" — белая латунь. Есть много сплавов, в которых можно сымитировать что угодно. Мы работаем в традиционной технике литья. Это одна из самых ранних техник, доступных человеку с глубокой древности, потому что для нее не требовалось специальных инструментов. Берется пчелиный воск, из него что-то лепится, формуется в глину, туда заливается металл все равно какой, — латунь, золото, свинец или серебро. В сложных ювелирных изделиях часто сочетаются разные техники — и литье, и филигрань. Есть вещи, которые должны быть выполнены из драгоценных металлов, потому что и работа мастера, и сам предмет, который оформляется, сами по себе уже имеют большую ценность. И заниматься изготовлением таких вещей, как драгоценная церковная утварь, из дешевых материалов бессмысленно. Что касается прочности... наверное, если золото закапывать в землю на века, оно сохранится лучше. Однако в истории золотых вещей было уничтожено, переплавлено больше, чем латунных. Хотя я и говорю, что мне все равно, с каким материалом работать, золото и серебро остаются самыми красивыми, технологичными материалами, с которыми всегда хочется и обязательно надо работать.

Павел Гут
Золото — великолепный материал. Но поскольку к нему очень трепетно относятся, в золоте можно позволить себе только что-то миниатюрное, ювелирное. С ним особо не размахнешься. У ацтеков было полно этого золота, они и отливали скульптуру. У золота непревзойденные литейные качества, оно не требует потом обработки, так как почти не окисляется. Самые сложные, самые тонкие проработки, буквально отпечатки пальцев, можно отлить в золоте. Серебро имеет самый высокий коэффициент отражения, не зря в древности зеркала делали из серебра.