Как нас найти?

с. Счастливое









Ковка на Подолье

 

Испокон веков земледелец и кузнец шли рядом - они растили хлеб святой на земле-кормилице. Ведь в поле и на подворье, в лесу и на лесопилке (лесопильные), в деревне и в городе на протяжении веков не обходилось без выкованых в кузнице серпа и плуга, долота и топора, подковы и бороны, решетки или петель. Кузнецы считались едва ли не самыми уважаемыми людьми в деревне. В случае отсутствия священника их просили дать благословение на брак молодоженам.

В летописях и других письменных источниках мало сведений о кузнечном деле, а освещает ее освоенный человеком в первую очередь археологический материал, найденный на раскопках городищ.
Ковка - археологические находки

Различные ремесла и промыслы знала уже черняховская культура. На первое место по значению для раннеславянских племен первой половины I тысячелетия н.э. исследователи ставят железо-обработку. Остатки этого производства дошли до нас в виде скоплений железных шлаков и обломков кричного железа. Об этом свидетельствуют археологические раскопки на Подолье. Черняховская культура получила огромный опыт в ковке. Горячая ковка была основой изготовления различных железных предметов быта, а также кованого оружия.
Вот найдены железные кованые предметы, зафиксированы Ю. Сицинским в 1909 году:
железный ключ и половина широкого обоюдоострого меча с рукояткой (возле села Михайловка Ушицкого уезда);
умбон, 2 шпоры, наконечники, пики, меч, рукоятка щита, часть ножа (с. Большая Тернава Ушицкого уезда);
меч длиной 91 см (с. Новое Поречье Каменецкого уезда);
2 ромбовидных наконечника (г. Калюс Ушицкого уезда);
заступ, подкова к сапогам, щипцы, пряжка (с. Бакота Ушицкого уезда);
3 топора, нож, висячие замки, долото, удила, скобы (с. Приворотье Каменецкого уезда) железный шлем (около Могилева-Подольского при прокладке железной дороги);
старинный безмен (весы), висячие замки разных размеров, подсвечник (г. Каменец-Подольский).

Предлагаю также перечень железных предметов, найденных во время археологических работ во дворе Меджибожского замка и на замке Ракочи, что недалеко от села Головчинцы Летичевского района. Все они датируются XVI веком; стремена, болты арбалетные, наконечники стрел и их фрагменты, гвозди разных размеров, удила, кольца, подковы лошадиные и для сапог, скобы, петли, замки, ключи, крючки рыболовные, крючки, пряжки, сверла, ножи, шары, гвозди "вухнали", гвозди декоративные, наконечники пик, цепи, кольца кольчужные. Приведенные названия является свидетельством многогранности кузнечного производства.

Чтобы представить железо-обработку  и кузнечное дело, обратимся к исследованиям Райковецкого городища, что в окрестностях Бердичева. Это городище относится к укреплениям, защищавшим город на реках Тетерев и Буг. В XII веке здесь образовался политический узел, состоящий из 5 городов, из которых летопись называет три? Божский, Меджибож на р. Буг и Котельница на р. Гуйва. В состав последнего входило и Райковецкое городище.

Райковецкий городок был уничтожен татаро-монголами и, начиная со второй половины XIII века, заселен, вследствие чего археологический памятник имеет очень хорошую сохранность. Здесь были найдены тысячи железных предметов, которые указывают на то, что в - первой половине XIII века добыча железа и кузнечное дело были ведущими отраслями ремесленного производства. В мастерских-кузницах были найдены запасы железа и стали (47 криц круглой формы весом 5,6 килограмма каждая) и весь необходимый инструмент кузнечного дела, большое количество железных орудий для обработки земли, а также много бытовых предметов, оружие и предметы военного снаряжения.

На Райковецком городище впервые было обнаружен сыродутный горн для выплавки железа, который хорошо сохранился.

Найдено много однотипных трубчатых замков разных размеров, а также ключей. Большими замками запирали двери жилищ и хозяйственных построек, маленькими - сундуки, шкатулки, сундуки.

Были найдены также куски меди, свинца, серебра - сырье для ювелирного производства, матрицы - штампы для изготовления различных украшений. Все это указывает на значительное развитие местного производства.

Обратите внимание еще на находки, обнаруженные при исследовании Бакотского скального монастыря в конце XIX века: железный светильник; железные подсвечники; железный нож-кинжал - острый с одной стороны, с медной насечкой на деревянной сгнившей рукоятке - в ножнах, где было еще два небольших ножа, несколько наконечников копий; железные наконечники стрел - ромбовидные; железное стремя и пряжка от седла, две железные шпоры и подкова от сапога.

Как отмечал профессор И.С.Винокур, кузнецы издавна не только в совершенстве владели техникой пластической обработки железа в горячем виде, но и были знакомы с разнообразными средствами производства и обработки стали.


История кузнечного мастерства

Слово "Кузнец" ("кузнец") находим уже в жизни Феодосия Печерского в списке XII века (Кузнец, сковал для него железную цепь, которой Феодосий обматывался вокруг тела). Это слово образовалось от "кузница". Существовало и другое определение ремесленника, который работал с металлом - "Ковача", "кузнец".

Высокого технического и художественного уровня кузнечное ремесло достигло во времена Киевской Руси. Своим умением кузнецы не уступали никому. Их кольчуги были уникальным произведением в оружейном искусстве, ценились чрезвычайно высоко и славились повсюду.

Татаро-монгольское нашествие на длительное время затормозило развитие металлообрабатывающего искусства на подольских землях. А уже в XVI веке в актовых источниках начинают выступать горожане-ремесленники. Так, люстрация 1552 в Киеве записывает в реестре горожан "кузнеца Савостьянця, люстрация 1615 в городке Литине обнаруживают 2 кузнеца. В 1571 году в Меджибоже было 2 кузнеца.

Жизнь средневекового города не могла существовать и развиваться без наличия в нем кузнечного ремесла. В XVII веке более чем 30-ти городах Украины были кузнечные цехи или объединения  цехов, куда входили ремесленники-металообработчики. Например, около 1701 года в Каменец-Подольском сливаются в один цеха кузнецов, слесарей и мечников. А позже к ним присоединились еще рымари и седельники. Подтверждает это зарегистрированный Ю.Сицинским цеховой значок с изображением седла, подковы, молотка, ключа и меча с датой "1820".

Впоследствии образовались цеха в городках, которые принадлежали магнатам-помещикам. Они выдавали ремесленникам собственные грамоты, в которых позволялось цеховое управление. Так основались кузнечные цеха в Меджибоже и Сатанове, 5 кузнецов работали в Зинькове.

Цеховой устав предусматривал процесс обучения ремеслу, права и обязанности членов цеха, характер производственной деятельности, нормы поведения не только в рабочее время, но и в семье, быту, общественной деятельности, обрядовые традиции и их атрибутику.

О существовании кузнечного цеха в Каменце-Подольском свидетельствует также человеческая память. Было когда-то в Каменце 8 мостов, построенных в разные века. Служили они каменчанам до 1922 года, пока страшный ледоход не снес те мосты, которые не имели высоких каменных опор. Пошел по воде и тот мост, который люди называли "старый круг кузнецов". Он стоял над обрывом, обросший легендами, как мхом ...

"Старый круг кузнецов" соединял Старый город с польскими поместьями. Называли его так потому, что склон над правым берегом Смотрича заселил и укрепил кузнечный цех. До сих пор сохранился след кузнечногй бороны по обоим берегам Смотрича: въездные ворота, башни, искусственные зарубы в скале. Давно тот мост уничтожили время и войны. Рядом построен новый, но название, как благодарность и слава кузнецам, перешло к новостройке и держалось до 30-х годов XX века.

В середине XVIII века в крупных городах в связи с развитием капиталистических отношений цеховые организации пришли в упадок, а в небольших городках они существовали вплоть до конца XIX века.

Интенсивное развитие сельского ковальства наблюдается на Подолье в середине XIX века. Однако удаленность от крупных промышленных и торговых центров тормозило это развитие. Сведения о кустарных промыслах Подольской губернии, собранные в 1886 году В.Гульдман, свидетельствуют, что кузнечным делом занималось только 17 человек, тогда как сапожным - 469, гончарным - 375, а ткацким и швейным - 4031. По данным 1916 года в Подольской губернии кузнечно-ковальско-слесарным промыслом занималось уже 1366 человек. Больше кузнецов было в Балтском, Ямпольском и Проскуривском уездах (соответственно - 675, 422 и 412 человек). В Каменецком - 340, Летичевском - 270 человек.

Своим промыслом кузнецы занимались преимущественно зимой. Только для незначительной части кузнецов их промысел был основным доходом. Большинство же во время сезонных сельскохозяйственных работ становилась к плугу, брали в руки косы.
Сельский кузнец. Сельская кузница.

Кузницы, как правило, строили на краю села. Оборудование было традиционным: печь горном, кузнечный мех, наковальня, дрель, точило, корыто с водой для охлаждения изделий, молотки, молот, клещи для захвата и удержания раскаленного железа, зубило для рубки металла, пробойники для пробивки отверстий различных размеров и форм и т.д. . Кстати, есть основания полагать, что на Подолье, где достаточно были развиты дерево и кожеобрабатывающие промыслы, славились мастера, которые изготавливали кузнечные меха.

Сельские кузнецы были великими мастерами, ковали хорошие плуги, по которым стелились узкие и равные ломти. Чтобы сделать настоящий (очень хорошего) плуг, надо было не только хорошо знать кузнечную специальность, но и самому за плугом походить по свежей пашне, чтобы научиться слышать землю, любить ее. Подковывали также лошадей, изготовляли ухваты и железные элементы для ветряков, натачивали серпы, обковывали сундуки, защелки к двери, обковывали железом двери церквей и костелов, делали замки и ключи к ним и т.п..

Не каждый кузнец мог сделать подкову, а тем более подковать коня. О способном мастере говорили: он и блоху подкует. Изобретение подковы было огромным открытием мирового значения. Ведь войска и купеческие обозы из-за повреждения копыт вынуждены надолго останавливаться. Без коня трудно представить себе жизнь казака. Собираясь в поход, всадники заботились, чтобы их лошади были выносливыми и вездеходными. Так, лошади должны быть подкованы. Мудр народ наш: подкованый конь стоит некованого табуна. Поэтому во все времена при конных обозах кузнец считался самым необходимым лицом.

А какой народ изобрел подкову? В IX веке в Киевской Руси была изготовлена ​​первая металлическая подкова, которая не отличается от современной. Кто интересуется историей подковы, может ознакомиться с ней во Львовском историческом музее. Ведь именно во Львове в 1896 году открылась Русская ремесленная и промышленная бурса, куда принимали юношей из бедных семей. Самым популярным был здесь кузнечный цех. Только за 4 года (1899-1902) его закончили 246 кузнецов.

Подкова - это изогнутая металлическая пластина, которая повторяет контур края копыта и предотвращает его стирание, обламывания, травмам. Прикрепляют подкову, сначала обрезав копыто, специальными гвоздями, которые называют вухнали. В народе существует поверье, что найденная подкова приносит счастье, что подкова над дверью защищает дом хозяина от злых духов. ее подвешивают открытой частью вверх, чтобы духи, попав в подковы, не выпадали из нее.

Наиболее прибыльным кузнечным промыслом в начале XX века было изготовление кованых телег. К деревенской кузнице несли косы, чтобы посплетничать. Хозяин и сам мог это сделать, но так, как мастер-кузнец, не мог посплетничать никто.

В середине XIX века модными были кованые сундуки, железную оковку для них делали кузнецы. Особенно богато декорировали переднюю стенку ящика, более скромно - боковые. Своеобразно профилированные ажурные полосы темного железа четко и красиво выделялись на фоне светлого дерева.

Сейчас только в некоторых селах вы найдете действующую кузницу. Старые кузнецы ушли, а замены им нет. В советские времена колхозные ремесла развивались, организовывалось обучение молодых. В январе 1946 года в редакции областной газеты "Советское Подолье" (теперь "Подольские вести") совещание мастеров колхозного ремесла. Среди участников был кузнец из Летичевского района Петр Синявский, который в своем выступлении рассказал о том, как после войны оборудовали кузницу, как ремонтировали посевной инвентарь.

Гордился своей кузницей и своей работой кузнец Статкевич. Однажды в телегах стерлись колесные втулки. 5 повозок вышли из строя именно при перевозки снопов. Ни у соседей, ни в городе втулок не нашли. Стали думать кузнецы. Статкевич рылся в куче железного лома, заглядывал в сорняки и нашел таки широкий лист толстого железа. А через полчаса с наковальни в воду скатилась первая втулка. С того времени колхозная кузница превратилась в "конструкторское бюро", как ее, шутя, называли колхозники.

При заводах также были кузницы уже не с одним-двумя, а несколькими десятками кузнецов и подручных, со всем необходимым оборудованием. В 80-90 годах XIX века число кузниц в Украине стремительно росло. В то время в городах велось мощное строительство: возводились гимназии, ремесленные училища, заводы, банки, больницы, семейные поместья и т.д.., Что требовало кузнечных изделий, запроектированных архитекторами или заказанных владельцами сооружений. Прежде всего это изготовление кованых ограждений, крылец, заборов, декора на домах. До сих пор в архитектуре старых домов сохранились образцы замечательных металлических цветов, орнаментов, "сотканных" из силуэтов водяных лилий, ирисов... Здесь идет речь о художественной ковке, ковке как виду искусства. Это остановилось в 1917 году: советская власть уничтожила "искусство господствующих классов".

И только сейчас, в начале XXI века, начался новый этап в развитии художественной ковки. Первая творческая кузница появилась в Пирогово под Киевом в музее народной архитектуры и быта. Сейчас появилось в городах немало кузнечных мастерских - частных предприятий.

Сельская кузница - объект, интересный с точки зрения истории, этнографии, обычаев народа. О том, какими большими мастерами были древние кузнецы, рассказывают и подольские легенды. Одна из них рассказывает о тех временах, когда по Подолии гулял Кармалюк со своими ребятами, видел человеческое горе, слушал человеческие жалобы и думу думал. Забрел однажды в кузницу и заказал кузнецу железные сапоги .. Хорошо сделал их мастер-кузнец. Кармалюк возил те сапоги с собой и одевал их на панов. Далеко разнеслась слава о Кармалюковских железных сапогах, даже паны боялись издеваться над крепостными, чтобы самим не пришлось испытать их на своих ногах.
Ковка. Народные обычаи и традиции.

Сегодня на Подолье распространены фамилии, происходящие от названия кузнечного ремесла: Коваль, Ковальчук, Коваленко, Ковалик, Ковалец, Кузнец, Кузнецкий, Кузнецов.

А названия сел Хмельницкой Рудня, Зарудье, Гамарня, как и фамилии Гамарник, Рудик, Рудник, Руденко, образовавшиеся от названия промыслов "гамарництво" или "рудництва" (Гамарня-водяная кузница).

Живой наш язык, искрится остроумными высказываниями и оборотами, которые родились из жизненных случаев, преданий, поверий. Случается, возьмется кто-то, не умея, переделать какую-то вещь на другую, лучшую, и только переведет ее на нет. В таких случаях говорят: сделал из лемеха мыло. Вот еще образные выражения, которые употребляем: "кованый на все четыре копыта" или "на все ноги кованый" - так говорят о человеке, достаточно осведомленного в любом деле, бывалого, "между молотом и наковальней" - значит быть между двух опасностей .

В древней украинской мифологии бог неба, железа, ковальства и брака был Сварог. По народным представлениям он научил людей варить и ковать медь и железо, строить кузницы. Выковал первый плуг и первое брачное золотое кольцо.