Классическое наследие итальянского стиля

 

Пришло новое время, а к нам возвращаются старые понятия устройства дома – кабинет, гостиная, гардеробная, столовая... Вместе с ними – интерьеры, в которых дизайнеры пытаются воплотить в жизнь элементы прошедших эпох. Все чаще публикуются проекты, опирающиеся на классическое наследие. Снова в моде мраморные полы, фрагменты мозаичного убранства, просторные лестницы и галереи, создающие одновременно роскошь и простор. В основе всех современных направлений и стилей всегда останется интерьер итальянского палаццо эпохи Ренессанса.



Итальянский стиль в оформлении современной столовой. Фото: mebros.ru

Столовая в итальянском доме всегда занимала одну из самых больших и светлых комнат. В центре, как монумент, будет стоять стол внушительных размеров. За ним легко усядется большое количество гостей – многочисленное итальянское семейство: бабушки, дедушки, дети и внуки. Будьте уверены – душа итальянского дома именно здесь.

Облик городского дома периода Возрождения хорошо знаком нам благодаря живописным полотнам. Но, в отличие от голландских художников, итальянских мастеров совсем не привлекает повседневный быт владельца виллы или дворца. Итальянские живописцы в первую очередь воспроизводят роскошь убранства столовой или зала для приемов. Все это передается мастером с особой пышностью и великолепием – не дома, а настоящие дворцы. Парадные столы расставлены в огромных залах, массивные бронзовые люстры своими мерцающими огнями освещают стены, затянутые дамасским шелком, золоченые статуи в нишах и драгоценные украшения на костюмах гостей. Главные участники торжества всегда чуть в стороне – восседают под балдахином, за высоким столом.

В особых случаях торжественные обеды устраивались в открытых лоджиях, что служило настоящим зрелищем для флорентийцев и венецианцев. Стремясь продемонстрировать свою роскошную жизнь, владельцы дворцов устраивают у себя бесконечные празднества, спектакли, встречи поэтов и певцов. Так, например, было в римском палаццо Боргезе, где в 1866 г. прошел последний римский костюмированный бал. А его первый владелец, Папа Павел V, устраивал в залах палаццо великосветские приемы, которые по его особому разрешению не прерывались даже во время Великого поста. Подобные «собеседования» требовали подходящей обстановки, и убранство столовых все более соперничало с королевскими залами, привлекая тем самым к работе по оформлению интерьеров самых знаменитых мастеров. Художники проектируют все до мельчайших деталей: мебель, светильники, посуду, столовые приборы. Порой созданные на заказ произведения ювелиров приносят настоящую славу хозяину дома. Владелец превосходной коллекции серебра и здесь проявит свое желание показать все, что у него есть. Каждая столовая, маленькая или большая, обязательно имеет особый итальянский тип буфета, который называется креденца. Расставленная строго симметрично посуда на таком поставце часто является своеобразной рекламой хозяина дома и рассказывает о достатке семьи.



Чайный набор. Милан. Серебро. XIX в.

Здесь же у буфета ставят громадные металлические, чаще медные, холодильники. В «залах для обеда» Папы римского и особо знатных семейств ставили небольшие креденцы с серебряными кувшинами для омовения рук. В Венеции чаще использовались медные блюда и миски, инкрустированные серебром и золотом в виде насечек. Возможно, такие вещи изначально экспортировались из Дамаска, а позже местные мастера унаследовали восточные технологии в сочетании со шлифовкой, гравировкой и инкрустацией различными металлами. Серебряную посуду особого уровня можно было видеть на приемах Медичи во дворцах Рима или Флоренции.



Столовые приборы. Милан. XVI – XVII вв. Серебро, позолота

Часто во владениях одной семьи было несколько резиденций в различных областях Италии. Вкусы заказчика и особенности климата этих земель диктовали свои законы при строительстве вилл и дворцов, что сказывалось и на местном характере интерьеров. Выжженная солнцем Сицилия требовала «холодных» построек – в отделке столовых и кухонь архитекторы использовали камень, керамическую плитку, а также грубые металлические детали, выполняющие функциональную роль. Венецианские виллы имели со всех сторон террасы или аркады, где и устраивались обеды, с прекрасными видами на сады и лагуну. Рим, со временем устав от роскоши и бесконечных официальных обедов, в XVII в. приходит к новому камерному характеру столовой. Теперь в небольшую комнату за круглый стол будут допущены только самые близкие члены семьи. Серебряная и золоченая посуда станет проще и изящнее по силуэту, холодно мерцая в сочетании с фарфором и стеклом. В пафосных и роскошных интерьерах итальянских столовых появляются изящные, утонченные французские или строгие элементы английского декора. Эти небольшие по размеру комнаты таинственным образом дарят ощущение теплоты и душевного комфорта. Но итальянский дух интерьера чувствуется независимо от того, в каком стиле выполнена столовая – классическом, барокко или современном.


Нравы самих итальянцев, любовь к жизни, умение видеть ее с лучшей стороны и внимание к семье влияют в первую очередь на устройство дома и его атмосферу. Идеи, рожденные мастерами в Италии, всегда актуальны, удивительны, но при этом понятны и удобны для практического использования в жизни.



Бенвенуто Челлини. Солонка по заказу французского императора Франсиска I. Ок. 1450 г. Золото, эмаль, драг. камни