Альфред Габерманн - выдающийся кузнец
Альфред Габерманн (1930-2008) Впервые с именем Альфреда Габерманна я познакомился благодаря единственному основательном изданию из художественной ковки, что существовало тогда на территории бывшего Советского Союза. Это была книга чешских авторов Густава Семерака и Карела Богмана «Художественная ковка и слесарное искусство», переведенная на русский в 1982-м году. Учебник этот я получил в подарок в 1989 году, когда начал заниматься художественной ковкой. В том же 1989-м году в СССР появилась возможность посещения стран «социалистического лагеря» - Польши, Болгарии, Чехословакии. Тогда же и созрела идея использовать туристическую поездку в Чехословакию для знакомства с чешскими кузнецами. Коллега, который подарил мне книгу и организовал путешествие, спросил меня: «С кем из кузнецов, представленных в книге, ты хотел бы встретиться?" Я ответил: «С Альфредом Габерманном». В книге было упомянуто, что он живет в Йиглава. Но, оказавшись в этом городе, выяснилось, что в то время Альфред Габерманн уже переехал в Германию, и мы оказались в мастерской брата Леопольда, с которым до этого работал Альфред. С такой, в чем-то запутанной путешествия, и началось знакомство с семьей Габерманнив. Леопольд познакомил нас с Альфредом на встрече кузнецов в замке Гельфштин в том же 1989-м году. Альфред уже тогда преподавал ковка на ежегодных курсах в Венеции (Италия). Он предложил мне заполнить анкету на прохождение трехмесячные курсы кузнецов-реставраторов. Таким образом, благодаря усилиям Альфреда Габерманна, через два года я получил стипендию и стал первым художником-кузнецом из бывшего Советского Союза и молодой независимой Украины-студентом Альфреда Габерманна в Венеции. Искусство А. Габерманна, его отношение к работе было, есть и навсегда останется для меня примером для подражания. Для него не существовало чего-то второстепенного, все было выполнено безупречно: горн, подставка для клещей, сами клещи и молотки, стол, пол в кузнице - все сияло совершенством. В этом он был бескомпромиссным. Творческие работы, которые он выполнял, несмотря свое техническое мастерство и профессиональную совершенство, всегда несли новизну форм, скульптурную пластичность, смелость мысли и креативность. Он всегда встречал всех с искренней улыбкой, путешествуя по миру и сея зерна высокого ремесла. Я никогда не забуду, когда мы, возвращаясь с лекций по каналу Гранде в Венеции, сидели рядом в «вапоретто», а он рассказывал о своем дедушке-кузнеца, который во время войны находился в плену в Сибири, о своем отце, который погиб во второй мировой войне недалеко от Одессы. Альфред тогда сказал незабываемые для меня слова: «Учите своих детей ремеслу. Это та вещь, которая всегда поднимет на поверхность, поможет выжить при любых режимов и правительств, а я всегда помогать украинской кузнецам ... » В декабре 2007 на открытии «Рождественских поковок» мы, увы, лишь кратко поздоровались, обнявшись, не имея достаточно времени поговорить, но я никогда не забуду его глаз и лица, которые всегда светились юношеским блеском. Этим огнем он зажег сердца многих молодых людей во всем мире. |