Знаки и символы в художественной ковке

 

В художественной ковке используют тот или иной орнамент, который состоит из знаков и символов, простые и сложные геометрические фигуры издавна носят скрытый смысл, скрывают в себе многочисленные символы и знаки для посвященных. Мы рассмотрим базовые символы – крест, круг, квадрат, звезда, треугольник, спираль. Символы являются своего рода каркасом, на который нанизываются множественные смыслы и потому представляют собой обширную базу для изучения различных символов и знаков, в том числе и не относящихся к этой категории.

Подпишись на рассылки Синтез йоги", эта удивительная информация внесет в твою жизнь Мир, Добро, Любовь, Спокойствие.

КВАДРАТ

Квадрат или четырехугольник был эмблемой четы­рех углов земли. Поэтому восход и закат солнца, полдень и полночь, равноденствия и солнцестояния, четыре дня, Делящие год на четверти, отмечая смену времен года, были связаны вместе в единстве этого символа. До ны­нешних дней квадрат остается эмблемой для нисходящей на землю с небес честности и правды. Городская площадь (англ. square), сквер продолжают считаться общественным центром, подобно древней агоре и цент­ральному стойбищу, которые когда-то считались средоточием духа племени.

В астрологии знак квадрата обозначает расстояние в девяносто градусов, так как все четыре угла квадрата имеют девяносто градусов.

КРЕСТ

Крест называют знаком знаков. Представляющий собой две перекрещивающиеся линии, он с доисторических времен слу­жил религиозным, охранительным символом почти во всех куль­турах мира.

Скандинавский молот Тора — бога грозы и войны – выглядел как Т-образный крест и символизировал грозу, молнию, ураган и дождь. Крест был атрибутом богов Ассирии, Персии и Индии.

У американских индейцев крест символизировал как человека, так и четыре стороны света и четыре ветра. Северный конец кре­ста – это северный, самый мощный, всепобеждающий ветер, а также голова и интеллект; южный конец – южный ветер, огонь и чувство, а также плавание и сгорание; восточный конец восточный ветер, сердце – источник любви и жизни; западный конец символизировал мягкий западный ветер из страны духов, дыха смерти и путешествие в неизвестность, которое ждет каждого.

Крест в алхимии – символ четырех элементов: воздуха, земли, огня и воды. Материал, из которого сделан крест, – существенный элемент символизма. Золотой крест означает просвещение, серебряный – очищение, крест из других металлов – смирение, деревянный крест — символ устремления.

Но прежде всего крест - это символ Христа, его распятия а следовательно, христианской веры и Церкви. В христианстве существует два давних типа креста: латинский и греческий.

КРУГ

Круг всегда был одним из первично женских знаков, в противоположность линии, кресту или фаллическому стволу, которые представлял и муж­ской дух. Ранние селения в эпоху матриархата имели круглые очаги, круглые дома, круглые ограды и защит­ные укрепления.

Круг связывался с идеей защиты или освященного места, центра родины (материнской земли), церемони­ального пространства, все находящиеся в котором рав­ны. Почитаемые круги, такие как индусские чакры (араб. halka - халка), существовали там, где преобладало женское влияние. Священные языческие танцы были круговыми, как и европей­ские народные танцы, со­хранившиеся до сих пор. Доисторические каменные круги, подобные Стоунхенджу, – известному как «танец великанов», – сви­детельствуют о древней тя­ге к округлости. Концепцию равенства продолжа­ли связывать с кругом и в средневековых легендах. Рыцари Круглого стола короля Артура сидели в кругу для того, чтобы лишить смысла понятие иерархии внутри их братства.

Крылатая фраза “Бог есть круг, чья окружность нигде и чей центр везде» списана из индусского ка­техизиса, относившегося к божеству, называемому Единым и представленному как «недели­мый круг без окружности, кото­рый есть нигде и везде».

Идея космоса как неделимого круга повторяется у гностиков в образе мировой змеи, образующей круг и кусающей свой хвост. Замкнутые круги продолжали считать защитными, особенно для практи­кующих магов. Титул мага, известный с I в. до н. э., звучал как «рисующий круги». Круг приводят в качестве аналогии лика полной луны, зрачка Всевидящего Ока, видимого круга горизон­та и тысячи других природных форм.

Первичный символ единства и бесконечности. Знак абсолюта и совершенства.
Противоположность квадрату (круг представляет небо в противоположность квадрату земли). Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе.
Символический прообраз круга во всех культурах — солнечный диск. К примеру, обряд приготовления блинов во время Масленицы у славян олицетворял Солнце.
В Египте круг с точкой в центре был символом человека.
Как бесконечная линия, символизирует время в вечности. Идея крута проявлялась в календарях, связанных с солнцеворотом. Календарь природы строится на том, что каждая дата, отмеченная на круге, обозначает поворот погоды. Как макрокосмический знак, образует круг Зодиака. Изображается в виде змеи, кусающей себя за хвост.
В буддизме единство внутреннего и внешнего миров, передающее сознание в его непрерывности становления, символизируется тремя кругами. Первый круг – демон держит в своей пасти 12 изначальных первопричин. Во внутреннем круге сцепились курица, змея и свинья – сладострастие, гнев и омраченность. Средний круг вмещает картины шести категорий: царство людей, царство богов, царство демонов, царство животных, царство ада, царство страдающих духов.
Круг в понимании масонов — конец всех фигур, в нем заключена тайна творения.
Евреи в средние века обязаны были носить на одежде с левой стороны, около сердца, желтый круг.

ЗВЕЗДА

Звезда издавна служила символом вечности, а позднее — сим­волом высоких стремлений, идеалов. Звезда — эмблема путеводности, счастья.
Звезда Магов (с шестью лучами) сияет над колыбелью Хрис­та. На языке алхимии — Печать Соломона.

Древние широко почитали звезды как живые сущест­ва: иногда – как небесных ангелов, иногда – как леген­дарных героев, иногда – как души нерожденных или умерших, вновь обретших «астральные» (звездные) тела, созданные из таинственного звездного вещества, назы­ваемого эфиром, пятого элемента греков, который счи­тался легче, тоньше и летучее, чем огонь. Это эфирное тело было именно тем, о чем гностики упоминают, рас­сказывая об Иисусе и других святых личностях, получив­ших «тела из света» для жизни на небе.

Некоторые традиции в обязательном порядке располагают душу каждого человека на звезде или же присваивают еще и высшую душу одной из звезд на небе в дополнение к той, которая занимает земное тело. Психичес­кие опасности связаны с повторяющимися отрезками жизненного цикла «когда звезда человека стоит низко». Иудейские тексты утверждают, что “каждое дело, которое человек делает здесь, на земле, вначале указывается свы­ше ангелом его звезды”, – еще один пример вездесущей теории «что наверху, то и внизу», лежащей в основе и ас­трологии, и эсхатологии.

Некоторые имена Богини, такие как Царица Небес­ная и Мать звезд, отождествляют ее с утренней звездой (Венерой), известной под именами: Астарта, Астрея, Эсфирь, Иштар, Венера, Stella Maris (Звезда морей или Морская звезда), Диана Люцифера (Сверкающая). Та же звезда стала представлять и ее двойника, известно­го по библейским писаниям как Люцифер («светонос­ный»), сын зари, появляющийся в книге Исайи (14:12) как соперник Бога. Как ни странно, но та же звезда высту­пает в Библии как сын Бога Ии­сус (Откр. 22:16).

Стандартный вид звезды – пятиконечный, наподобие пентакля. Его естественными прототипами были пятиконечные зве­зды в сердцевине яблока и пятилепестковые цветы, такие как яблоневый цвет и роза, которые были изначально посвящены Богине. Ее пятиконечная звезда сохранила свое значение на Ближнем Востоке даже после возникновения ислама с его же­стким патриархальным укладом, который тем не менее поместил звезду на свои знамена. Эта зве­зда присутствует на флагах мно­гих государств, перенявших ее у доисламской Аравии: это Сирия, Турция, Ирак, Йемен, Иордан, Алжир, Марокко, Тунис, Ливия, Маври­тания, Либерия, Сенегал, Гана, Сомали, Пакистан и Бирма, не говоря уже о Соединенных Шта­тах и других нациях Нового Света, которые просто приняли как данность мнение всего мира о том, что пять – свойственное звезде число вершин. Конечно, реальные звезды вообще не имеют лучей, ни единого, хотя могут казаться лучи­стыми из-за эффекта преломления, возникающего при прохождении их света через атмосферу Земли. Пятико­нечная звезда обрела триумфальную победу над кре­стом в знаке св. Женевьевы, покровительницы Парижа. Женевьева была одной из придуманных святых, чье жизнеописание появилось на несколько столетий позже ее предполагаемого времени жизни в оправдание суще­ствования ее культа и мощей. Как говорит ее имя, – «ге­нератор жизни», – она была, вероятно, местным прояв­лением языческой Богини, которую нужно было при­нять в лоно церкви, поскольку люди не хотели от нее отрекаться.

Пожалуй, самой спорной звездой в иудеохристианском мифе является Вифлеемская звезда, которая была специально введена для доказательства исполнения Ии­сусом пророчества из Чисел (24:17): «Восходит звезда от Иакова». Среди многочисленных объяснений, предлага­ющихся современными прогрессивными исследователя­ми в защиту ее существования, находим комету, новую, сверхновую, метеор, метеорит, соединение (астр.) двух планет. Однако ни одно из наблюдаемых небесных явле­ний не в состоянии указывать на определенное место на земной поверхности: «Ни комета, ни какое-либо другое небесное тело не может привести путе­шественников к отдельному зданию. Что же ка­сается метеоритов, или «падающих звезд», по­падающих на землю, то это происходит настоль­ко быстро, что волхвы не имели бы времени, чтобы собрать завтрак, не говоря уже о том, чтобы добежать за звездой в Вифлеем». В целом миф кажется основанным на египетских «трех му­дрых мужах» – трех звездах пояса Ориона, – восхождение которых предшествовало восхождению Сотиса, звезды Осириса, т.е. Сириуса, самой яркой звезды, предвещавшей ежегодный разлив Нила.

ПОДКОВА

Форма подковы была одной из наиболее священных в древнем мире, потому что она рассматривалась как стилизация йони и обозначала входы и выходы в самом общем смысле. Друидические святилища, индийские и арабские арки свидетельствуют о важности символа йо­ни. Священный алфавит греков включал все буквенные символы от буквы рождения альфа до похожей на под­кову омеги, название которой означает «Великая Ойн», представлявшей завершение каждого цикла, противопо­ложную сторону Богини, Кали в дихотомии Кали-Маня. Христианский Бог определяет себя как «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1:8), что взято у старых титулов Матери рождения и смерти. Подкову в форме омеги продолжают вешать над входной дверью и в хри­стианский период, и она защищает порог, как и в эпоху языческую. Однако всегда существовали разногласия, как вешать подкову: открытой стороной вверх или вниз. Ортодоксальные почитатели настаивают на том, что подкову нужно переворачивать «…чтобы удача не могла уйти». Языческая традиция говорит, что символический дверной проем в форме йони должен сохранять свой ес­тественный вид арки. Два способа размещения подковы отражают магические знаки Головы Дракона и Хвоста Дракона, восходящий и нисходящий узлы, соединяющие путь луны над и под плоскостью эклиптики, которые при соединении образуют волнистую линию, изображаю­щую лунного змея.

ТРЕУГОЛЬНИК

В христианстве треугольник — символ всевидящего ока Бога.

Проявления триады искали повсюду: начало, середина, ко­нец; дух, душа, тело; мысль, воля, действие и т.д.

Три элемента триады: принцип утверждения, восприимчи­вость (женский принцип) и примирение, как нейтрализующая сила. Все виды движения в мире происходят под воздействи­ем трех сил: положительных, отрицательных и направляющих (нейтрализующих).

У викингов своя триада: власть, слава, честь.

Принцип троичности в индуизме: сат — бытие, чит — со­знание, ананда — блаженство. В Индии треугольник считался первой космической фигурой, возникшей из хаоса. Перевер­нутый треугольник — принцип Шакти, импульс инертных сил, символ Йони. Треугольник вершиной вверх — символ Шивы, мужского принципа.

В западных традициях тройка в треугольнике — символ Аб­солюта, пифагорейский знак здоровья.

Треугольник вершиной вниз — вода, женский принцип, а также Луна в египетском иероглифе.

Вершиной вверх — мужской принцип, огонь, небесные силы.

Треугольник в квадрате — Божественное и человеческое, духовное и телесное.

Треугольник в круге — троичность в едином. В японском искусстве икебаны триединство возводится в ху­дожественно-эстетический принцип (небо, земля, человек; рож­дение, жизнь, смерть; тело, ум, душа).

Если четырехсторонние изображения квадратов и крестов обычно связывают с мужским началом, то трехсторонние изо­бражения в виде треугольника и множест­ва родственных ему форм обычно пред­ставляют женское начало. Одной из при­чин, по которой древние так глубоко почитали число семь, было то, что в нем соединены три и четыре. Богиня была из­начальной троицей и в большинстве сво­их древнейших проявлений имела три ас­пекта: Дева, Мать и Старуха. Все трое были такой же личностью, как и любая женщи­на, хотя ее жизнь включает все три со­стояния или личности. Эта символизируе­мая треугольником Богиня существовала даже у раннехристианских гностиков, которые почитали ее как женскую Протенойю, которая имела три имени, «хотя они составляют одно, так как она совершенна».

В Индии Богиня была изначальной Тримурти или Троицей, хотя три бога Брахма, Вишну и Шива позднее предъявляли претензии на этот титул. Однако Богиня в значении Парушакти – матери этих богов – изображалась треугольником, содержа­щим их в виде трех маленьких зерен внут­ри себя.

Австралийские аборигены поклоня­лись богине Кунапипи (Клиа-рин-клиари, Кадьяри), что означало «старая женщина» или «мать», на треугольном месте для тан­цев, которое они считали центром гени­талий Матери. Связь между этой концеп­цией и такой же треугольной йони-янтрой в Древней Индии совершенно очевидна, особенно с тех пор, как антро­пологи установили, что австралийские аборигены в глубокой древности были мигрантами-дравидами из Индии.

Греческая буква «Д» («дельта») – это треугольник. Как и в Индии, ее называют «буквой вульвы», а также священной дверью (рождения). Это был первый слог имени Деметра, а второй был метра «мать», матка. Одна из древнейших грече­ских богинь, фактически догреческая, Де­метра была также троицей, представленной женским треугольником. Хотя она была землей, она же была и деревом. Ее юный супруг в классическом мифе Триптолем, или «три плуга», назывался так из-за то­го, что он «засевал ее поля» трижды в знак оплодотворения Тройственной Богини в це­лом. Похоже на то, что треугольник стал распространенным символом «женщины» скорее потому, что первоначально он был символом Богини и многие объекты ассо­циировались с ней. Пирожные для религи­озных празднеств часто выпекались в фор­ме треугольника. Иудейская традиция треу­гольных «ушей Амана» (hamantasehen) к Пуриму явно впитала египетский обычай приготовления треугольных угощений для массовых ритуалов. Даже в XX в. шотландские крестьяне выпекают треугольные пи­рожки к Хэллоуину и называют женщину, выпекающую их, «невеста». После годичного царствова­ния она должна быть смещена Кайллех или «старой же­ной» – т. е. воплощением Старухи. В литературе христи­анских гностиков существовала святая троица Марий, скопированная с мойр или фат (фатумов), что стояли под деревом, на котором принесли в жертву бога, как три Марии Евангелий стояли под крестом Иисуса. Тек­сты гностиков сходятся в том, что двумя из них были «Мария, его мать, и Магдалина, та, которую называли его подругой». Но третья Мария остается загадочной: ее называют его сестрой в одном предложении и сестрой его матери (его теткой) в другом предложении. Никто в действительности не знает, кем были эти Марии, но их присутствие – традиция.

Некоторые фольклорные источники все же вспоминают, что треугольник был знаком Боги­ни как мудрой Старухи (Афины/Минервы), и присваивают ей титул творящего разума.

В современном мире треугольник стал обозначать опасные места, такие, как Бермудский треугольник, где бесследно исчезают корабли и самолеты. Треугольник в наше время – символ вероятной опасности (см. Знаки дорожного движения, Промышленная маркировка).

СПИРАЛЬ

Спираль, воплощает идею одухотворенности крута, китайский символ Ян-Инь, лабиринт.

Двойная спираль, где движения вовнутрь и вовне неделимы, — в даосизме является символом универсу­ма, вселенскости. Спиральные движения воздействуют на организм и психику человека. Стимулирует спираль­ное движение против часовой стрелки. Движение по часовой стрелке дает успокаивающий эффект.

И простая, и двойная спирали являются наибо­лее священными знаками европейского неолита. Их обнаруживают на мегалитических монументах и храмах по всему континенту и на Британ­ских островах. Спиральные глазки (oculi) -двойные завитки, похожие на глаза, часто на­ходят в местах, подобных камням порога в Нью-Грейндже в Ирландии и храме Ал-Тарксьен на Мальте. Похожие двойные завит­ки венчают классические ионические колонны. Спиральный лабиринт, вписанный в крест (чаще фаллический), является распространенным символом от Финляндии до Корнуолла и от Крита до Шартра; он также встречается и в Америке. Спирали представляют змеи – хранителей шу­мерских храмов. Спираль связана с идеей смерти и воскрешения: вступле­ние в загадочное чрево земли, проник­новение в ее середину и возвращение на­зад по тому же кругу. Священные танцы имитируют это движение, вот почему так много сохранившихся от языческих времен европейских народных танцев используют спиральную линию движения танцоров, иду­щих по кругу к центру и наружу. Рисунки спиральных лабиринтов, также распростра­ненных в украшениях соборов, перенесены в них из древнейших храмов, располагавшихся на тех же местах.

Магический жезл, называемый Lituus, использовав­шийся римскими авгурами (богослужителями) для раз­метки святых мест, таких как храмовые площадки, обыч­но заканчивался спиралью.