Мир замков кованых

 

Согласно русским народным присловьям, "туляки — стальная душа". Наверное, поэтому самый известный и уважаемый в городе коллекционер Валерий Большаков собирает буквально всю бытовую металлическую утварь. Разнообразию его коллекции мог бы позавидовать музей истории металла. Правда, в городе оружейников есть только выставочный зал "Тульский металл", в котором нет постоянной экспозиции. Да и откуда ей взяться, если даже в фондах областного краеведческого музея не смогли отыскать экспонаты для соответствующей выставки, проводившейся несколько лет назад. Ее собирали из фондов Государственного исторического музея, уральского музея Демидовых, и только с помощью Валерия Большакова смогли оформить витрину, где были представлены 28 тульских замков — от массивных амбарных до миниатюрных.



С детства Валерий Большаков собирал монеты, а с 1983 года — все старинные вещи из металла. Тогда на тульской "толкучке" Мясново Валерий Большаков увидел у одного продавца массивный замок необычной формы и ключ к нему. Не смог удержаться, чтобы не купить старинный предмет. Но торговец заломил за него приличную по тем временам цену — 10 рублей. Пришлось даже занять денег. С тех пор в коллекции Валерия Леонидовича 63 замка конца XIX — начала XX века. В основном он находил и покупал их на рынке у торговцев металлическими изделиями. Как он выражается: "базары нас питают", имея в виду, конечно, коллекционеров. Однако с каждым годом старинные находки попадаются все реже.

Каждую неделю по воскресеньям Валерий Большаков наведывается в свой любимый клуб коллекционеров во дворце культуры Тульского оружейного завода, чтобы пообщаться с коллегами.

Настоящие жемчужины в коллекции тульского врача — миниатюрные замки. Таких замков в Туле нет ни у кого, да и в Москве на знаменитом Измайловском рынке антиквариата отыскать нелегко. У Валерия Большакова их 33 штуки: классические — амбарной формы, фантазийные и анималистические — в форме животных.



Ключ «Тула», 1912 г.; замок висячий цилиндрической формы, Тула, XVIII в.; замок миниатюрный кодовый в форме бочонка с клеймом: «Камаев», Тула, рубеж XVIII-XIX вв.

Тульские замки можно отличить от всех других по технологии изготовления. Все они — кованые. В других российских городах в основном они собирались из деталей и скреплялись с помощью склепок. Анималистические изготавливались только в селе Павлово на Оке.

Валерий Большаков коллекционирует только действующие замки, поэтому каждый из них обязательно имеет ключ и до сих пор "работает как часы". К тому же свое металлическое хозяйство коллекционер держит в образцовом виде, смазывая три раза в год. Нередко ему в руки попадаются замки без ключей, но это не беда, потому что в его запасниках более 300 ключей самых разных форм.

Каждый, кто занимался коллекционированием, знает, как нелегко расставаться с любой, даже самой, казалось, малоценной вещью, особенно если она в одном экземпляре. Однако один экспонат Валерий Большаков все же "от сердца оторвал". Это случилось в прошлом году, когда в Тулу на День города приезжал Патриарх всея Руси Алексий II. Городские власти решили к приезду его Святейшества передать Тульской епархии Успенский собор, который находится на главной площади. Было решено, что открыть двери храма должен сам Патриарх, но для этого мэр Тулы предложил повесить на них старинный тульский замок. Первым делом чиновники обратились в областной краеведческий музей. Но там развели руками: "У нас таких замков нет!" И рассказали об уникальной коллекции Большакова.

Заместитель мэра позвонил коллекционеру и попросил его выручить городские власти, продав им какой-нибудь подходящий замок из коллекции. И Большаков не смог отказать, тем более для такого важного дела.

На дверях храма повесили замок 1873 года, изготовленный в Кузнецкой слободе мастером Иваном Власовым. Футляр из орехового дерева, в котором должен был находиться ключ, был заказан на Тульском оружейном заводе.

Как потом рассказывали, Алексий II, открывая ворота Успенского храма, выразил удивление, что старинный замок открылся так легко, как новый.

В коллекции Валерия Большакова есть еще два редких экземпляра сундучных замков. Их секрет заключается в том, что при повороте ключа раздается звон, который когда-то служил сигналом для хозяина или хозяйки о том, что заветный сундук пытаются открыть.

Кроме замков Валерий Большаков собрал интереснейшую коллекцию старинных безменов. В ней есть русские безмены в виде обычного металлического стержня с утолщением на конце и свободно перемещающемся по стержню с делениями крючком.

Более сложные пружинные измерители веса изготавливались по заказу во Франции. Один из таких безменов привлек особое внимание специалистов из Тульского бюро стандартизации и метрологии, которые в прошлом году, на 100-летний юбилей Тульской пробирной палаты пригласили Валерия Большакова, чтобы он продемонстрировал свою коллекцию. А еще им понравился складной русский аршин с водяным уровнем, угломером, который, кстати, изготовили в Лондоне, поэтому на одной стороне линейки нанесены деления для измерения длины в аршинах, а на другой — в дюймах.



Образцы скобяного производства в Туле конца XIX в.: ручка дверная с хрустальным граненым валиком с клеймом: «И. Усовъ»; ручка дверная («Ф-ка С.П. Ченцова с сыном в Туле»); ручка дверная с клеймом «Каменевъ в Туле»

В коллекции тульского врача Большакова есть стальные перья конца XIX — начала XX века из Англии, Франции, Америки, России, инструменты, щипцы для сахара, утюги, тридцать колокольчиков и другие металлические мелочи, которые окружали туляков сто и больше лет назад. В эти изделия, по словам Большакова, вложена душа русских мастеров и всей России, а коллекционеры — хранители этой души.