История самовара

 

Экспозиция в одном из залов Витебского музея частных коллекций вызвала заметный интерес у посетителей. Дирекции музея пришлось даже продлевать срок выставки. Часть своей домашней коллекции самоваров представлял витебчанин Иван Станкевич... Старания подвижника побудили обратиться к книгам и альбомам, музейным каталогам, полистать старые подшивки журналов и припомнить историю самовара.



Однажды к юбилею друзья подарили ему самовар, рассудив, что вещь будет очень кстати радушному хозяину в его собственном доме. Подарок не просто пришелся по душе. Изделие фабричного производства выпуска 50-х годов прошлого века стало основой "самоварного" собрания, увеличившегося за 5 лет почти до 100 экземпляров. В основном, эта изделия тульских мастеров фабрики братьев Баташовых, Воронцова, Тейле, а еще — самовар ручной работы неизвестного мастера и экземпляр с хитроумным устройством, кольчугински "самограй" и электрические советские собратья, а также чайники, кофейники, бульотки. А формы! "Шар", "репка", "рюмка", "ваза" и обычная "банка".

Не будучи ни художником, ни поэтом, тренер по вольной борьбе Иван Станкевич, тем не менее, безусловно, принадлежит к людям с обостренным чувством прекрасного. "Нравятся они мне", — с нежностью говорит он про самовары. Чумазых, почерневших и позеленевших от времени, заброшенных нерадивыми владельцами на свалки Вторцветмета найденышей любовно отхаживает, буквально вылизывает. Часами выправляет вмятины и повреждения, осваивая медницкие премудрости, мастерит утерянные части, начищает до золотого сияния. А потом устраивает праздник: зовет в гости друзей и знакомых, выставляя у дома самовар, разыгрывает чайную церемонию. И все это для того, чтоб вернулась в нашу жизнь красота, сотворенная мастерами, чтоб не иссякли добрые традиции, а достались наследникам.



"Самовар, самоварец, самоварчик"... — читаем мы у Даля. Так ласково звали его в прошлые времена. Красавец, душа домашних чаепитий и символ семейного благополучия, неотъемлемый атрибут русского застолья, оказывается, имеет отнюдь не русские корни. Установлено, что принцип его действия был известен еще во времена античности: в металлическую емкость, наполненную водой, бросали раскаленный камень, который доводил воду до кипения. Впоследствии в странах Европы появились уже более совершенные конструкции самовара. В России же самовар узнали в начале царствования Петра I: император привез его из Голландии.

На Руси самовар обрел вторую родину, став чисто российским феноменом. Возможно, столь широкое его распространение у нас связано с особенностями климата. Чтобы согреться, люди пили по 15-20 чашек чая! Вспомните хотя бы героиню популярной кинокомедии 60-х "Приходите завтра", приехавшую из сибирской глухомани в Москву. В ресторане Фрося Бурлакова попросила на ужин привычные "шесть стаканов чаю". Кроме того, самовар, нагревая воду, обогревал еще и помещение.

Самовары в России стали изготовлять где-то с середины XVIII века на Урале. Вначале их производство освоили кустари, серийное же производство вскоре было налажено на Демидовских заводах. Первые самовары не были похожи на современные, они предназначались для использования в походных условиях, потому были невелики. Позднее медную посуду стали выпускать в Ярославле, Москве, Петербурге, Вологде, Костроме.



Ну, а статус столицы самовара по праву получила Тула. Газета "Русские ведомости", сообщая перечень всех существующих в Туле фабрик, отмечала, что "первое место занимают фабрики медных изделий числом 55. Их них 34 исключительно приготовляют самовары. Их изготовляют в год на 381700 рублей, а занято работой 1200 человек". В Туле работали целые династии самоварных фабрикантов: Балашовы, Маликовы, Воронцовы, Леонтьевы, Сомовы, Шемарины. Самую знаменитую в Туле фабрику держали Баташовы.

Еще более широкое распространение получило чаепитие в XIX в., не без помощи самоваров, которые утвердились и в российских домах, и в трактирных заведениях. Как предмет национального быта самовар неизменно присутствовал в русских романах: от Пушкина до Бунина.

В конце XIX в. тульские заводы выпускали уже около 700 тысяч самоваров в год. Самоварный бум пришелся на 70-е гг. XIX века. Стали проводиться специальные выставки, где лучшим самоварам вручались медали. Оттиски наград помещались на сияющие бока победителей. Интересно, что цена самовара зависела не от красоты, а от веса: чем тяжелее самовар, тем дороже он стоил. В это же время открылись фирменные магазины в Москве и Санкт-Петербурге.

Наряду с фабричным производством, самовары стали изготавливать чуть ли не в каждой кузне. Целые деревни специализировались на изготовлении отдельных деталей. Затем мастера привозили свою работу в город, на фабрику. Там из частей собиралось готовое изделие. Можно только поражаться, как неграмотные в подавляющем большинстве кустари могли достигать (имея лишь образец) такой точности, при которой сделанные в разных местах детали идеально подходили друг к другу.



В процессе изготовления самовара участвовали разные мастера. Литейщики готовили земляные формы, отливали ручки и краны, кузнецы пробивали на прессах фигурные отверстия конфорок, отдушников, поддонов. Главным специалистом был наводильщик или стеночник. Он делал основную часть самовара — тулово. На специальных фигурных наковальнях-кобылинах из спаянных медных листов ковали самоварный корпус и два меньших цилиндра, образующих внутренний кувшин. Чтобы медь не лопнула при ковке, заготовку обжигали в печи до 18 раз. Спаянные части жаровой трубы после наводки травили кислотой, потом лудили. Лудильщик обрабатывал и внутреннюю часть самовара. Затем токарь полировал его, слесарь делал кран и ручки, сборщик подгонял отдельные части и чистил, а столяр вытачивал деревянные "хватки".



Вначале самовары делали исключительно из красной меди, а потом стали использовать более дешевые сплавы типа латуни. Хотя истории известны и серебряные самовары, и даже золотые, красной (чистой) меди — металлу, обладающему исключительной теплопроводностью, — отдавали предпочтение. Что касается форм, здесь русские кузнецы не знали себе равных. Только в Туле производилось около 150 видов. Установлено, что к делу их изготовления привлекались даже известные художники и скульпторы.

Самовар не только стал частью русской экзотики, но принес пользу отечеству. Водогрейный сосуд для чаю, как продукт народной технической мысли, дал толчок изобретательской деятельности соотечественников. Например, изобретение прямоточного реактивного двигателя и создание теоретических основ для его проектирования в конце 20-х гг XX в. Б. Стечкиным, родившимся в Тульской губернии, несомненно, навеяны "тяговыми" эффектами в самоваре. А одно из усовершенствований знаменитого в первой половине XX в. станкового пулемета английского конструктора X. Максима — применение охлаждаемого ствола — основано на принципе заливания воды в самовар.



Существуют целые музеи самоваров, организуются специальные выставки, которые изумляют разнообразием и совершенством форм, красотой и изысканностью, приглашая нас забыть, хоть на время, о суетности бытия, остановиться и согреть душу.